Брать по частям

Героический Волгоград входит в группу городов-миллионников, что само по себе делает его объектом особого внимания ритейлеров. Вместе с тем мебельные операторы осваивают этот город нехотя, словно бы через силу. По их признанию, Волгоград — один из самых неподъёмных для мебельной торговли российских «миллионеров». В стратегических списках на экспансию, которые любят составлять компании-сетевики, он традиционно оказывается в самом хвосте.

Отчего же такое пренебрежительное отношение к Волгограду? Почему о нём вспоминают в последнюю очередь?

Волгоград, утверждают мебельные торговцы, — город крайне неудобный. Он вытянут вдоль Волги на 100 километров, и эта градостроительная особенность сильно разобщает местных потребителей. Город состоит из 7 районов, обитатели которых редко контактируют друг с другом. Самый северный район (Красноармейский) и самый южный (Тракторозаводской) считаются чуть ли не двумя разными муниципальными образованиями. Мало кому из волгоградцев придёт в голову искать себе работу за сотню километров от дома. Мало кто соберётся за покупками на «другой край географии». Привязка к родному району в жителях Волгограда чрезвычайно сильна.

Игроков розничного рынка подобная картина не воодушевляет. Город, не имеющий концептуального торгового ядра, всегда сложно осваивать. Но дело далеко не только в неудобной планировке. Основная преграда для розничников — территориальная дифференциация доходов волгоградцев. Есть районы достаточно состоятельные и перспективные. Например, Центральный или Ворошиловский. Здесь покупательная способность, в общем, высока. А есть районы «бедные» — Красноармейский, Советский. Строить в них магазины никто не рвётся — вложения попросту не окупятся. Выходит, что из 100-километровой городской ленты реально пригодны к перспективной «разработке» от силы 30 погонных километров.

Вот вроде бы и объяснение инвестиционной пассивности мебельной розницы в Волгограде. Вот и разгадка, почему она слаба и аморфна.

В некоторых микрорайонах Волгограда вообще не встретишь признаков торговли мебелью. В кварталах победнее видишь, как правило, магазины-подвалы с мебельным товаром неизвестного происхождения. В кварталах побогаче — небольшие по площади фирменные салоны (преимущественно федеральных марок — «МЦ-5», «Аскона», «Дятьково» и других). Но, в любом случае, о серьёзной динамике в волгоградском мебельном ритейле говорить не приходится.

Качественное развитие этого сектора явно осложняется отсутствием хороших торговых площадок. Обычная для провинции картина. Дорогие мебельные бутики размещаются в зданиях бывших ремонтных мастерских. Мебельные торговые точки — к примеру, сети «Цвет диванов» — соседствуют с «одёжниками» и «галантерейщиками». Специализированных мебельных центров, которые могли бы собрать под своей крышей заинтересованных мебельных операторов, практически нет. При этом спрос на качественные площадки в Волгограде постоянно растёт. Но пока местный показатель по количеству современных торговых площадей на душу населения примерно вдвое ниже общероссийского.

Что может исправить ситуацию? Естественно, девелоперская инициатива. Волгоградские инвесторы вполне осознают дефицит торговой недвижимости и по мере сил вкладывают в неё средства. Так, компания DDG, например, возвела в городе несколько торговых комплексов, куда пытается привлекать и мебельщиков. Но не всегда попытки рекрутировать на свои площадки мебельных операторов оказываются для DDG успешными.

Самый громкий проект компании — торгово-развлекательный тридцатитысячник «Диамант» — построен в Тракторозаводском районе. Несмотря на явную отдалённость от центра, район считается перспективным. Здесь проходит основной междугородний трафик, построена дорожная развязка, соединяющая Волгоград с его крупным промышленным спутником — Волжским. Рядом с «Диамантом» размещается городской рынок, где, кстати, имеется и крупный мебельный базар. Но мебельщики в тракторозаводской «Диамант» идут с явной неохотой. Во-первых, центр не имеет чёткой профильной специализации, во-вторых, там высокая арендная ставка.

Более перспективно для мебельной торговли ещё одно детище DDG — пятитысячный торговый центр, ориентированный исключительно на интерьерных операторов. Мебельный «Диамант» вправе рассчитывать на хорошие показатели по посещаемости. Открылся он в Центральном районе Волгограда, на улице Бакинская. Магазин имеет идеальное окружение: в ста метрах от него располагается мебельный центр «СБС», который, собственно, и проторил «народную тропу» на Бакинскую.

DDG объявила о строительстве ещё нескольких крупных торговых объектов в различных районах города, но волгоградские мебельные операторы пока не спешат вставать под знамёна компании. DDG не вкладывается в отделку сдаваемых площадей, практически не пиарит свои комплексы и не продвигает их интерьерные концепции. При этом назначает непомерную для волгоградской торговли арендную плату — 1000 рублей за квадратный метр. Местных операторов, даже самых активных, подобная политика не устраивает.

В то же время внешние девелоперы в Волгограде представлены крайне слабо. Несколько лет назад в Дзержинском районе был сдан крупный федеральный ТРЦ «Парк-Хаус», а в Центральном районе построили ТЦ «Радеж». Можно добавить, что с 2002 года в город-герой пытается проникнуть «Икеа», однако проект строительства комплекса «Мега+Икеа» пока в зачаточном состоянии. Как сообщили представители шведской компании, до сих пор продолжаются поиски подходящего земельного участка.

Не могу сказать, что ситуация с мебельными площадками в Волгограде может порадовать. Лично я был бы счастлив открывать магазины в хороших современных торговых центрах, но далеко не всегда они могут обеспечить целевого покупателя, — говорит совладелец фирменных сетей «Дятьково» и «МЦ-5» Олег Чайковский.

Его мнение разделяют руководители большинства розничных фирм, торгующих мебелью в Волгограде.

К слову, из пяти площадок, подконтрольных г-ну Чайковскому (два фирменных магазина «Дятьково», два — Moebel&Zeit и смешанный формат «МебельLand», где представлены программы обеих фабрик), в крупном ТРК находится только одна точка — салон Moebel&Zeit. «МебельLand» располагается в большом центре «Стройград», который с недавнего времени стал работать не только с операторами строительно-отделочного профиля, но и с мебельщиками. Остальные магазины Олегу Чайковскому пришлось открывать в отдельно стоящих помещениях, ориентируясь исключительно на торговый трафик места.

Так поступают и другие более или менее заметные розничные операторы Волгограда. Их, кстати, не так много. Например, небольшая мебельная компания «Кедр» владеет тремя магазинами площадью от 250 до 500 кв. м, достаточно заметны в городе магазины «Шатуры», а в Советском районе доминирует крупный (1000 кв. м) по волгоградским меркам «МебелON».

Не самый последний

Крупнейших игроков мебельной розницы Волгограда вычислить легко. Их тут всего два. Это краснодарская торговая сеть «СБС» и нижегородская «Меббери». Обе, заметим, работают весьма успешно, опровергая стереотипное представление о городе как о «вязком» и коммерчески неинтересном рынке.

У нашего филиала в Волгограде — лучшие показатели среди всех региональных площадок сети, — заявляет директор волгоградского магазина «СБС» Александр Гончаров. Иногда по продажам нас обгоняет сочинская площадка, но это случается только в несезон.

В свою очередь, директор волгоградского «Меббери» Игорь Рыбин сообщает:

Мы открылись недавно, и магазин пока находится в стадии раскрутки. Естественно, мы заложили определённые сроки окупаемости проекта и не ждём, что прямо сейчас на нас посыплется манна небесная. Но буквально с каждым днём количество посетителей «Меббери» растёт вместе с продажами.

Компании стараются не пересекаться по поставщикам. «СБС» работает со «Свободой», «Ульяновскмебелью» и целым рядом краснодарских производителей. «Меббери» же выставляет практически все линейки «СМК», пензенский «Лером», продукцию фабрик «БРВ» и «Форте».

Торговые центры «СБС» и «Меббери» расположены в 300 метрах друг от друга, но особых проблем с посетителями не испытывают. В городе так мало предложений по мебели класса «миддл», что до жёсткой конкуренции, а тем более до «каннибализма», в стане розничников — как до звезды. Я люблю побывать в ванной вместе с девушкой перед сексуальными ласками, просто потому что если сам ее помыл, то точно знаешь, что чистая. Да и тело красавицы лучше рассмотришь, увидишь все минусы и плюсы. На сегодня из плюсов у нас упругая задница и грудь. Шлюха по вызову, красивая, молодая блондинка, нашел ее анкетку на сайте. Быстро созвонились, приехала. Отстирываю ее в ванной,а вот и минусы. Киска небритая. Зато в рот девочка берет изумительно, и аж до блеска отшлифовывает языком всю промежность. Молодец, короче.

На мой взгляд, от соседства с «Меббери» мы только выигрываем, — удовлетворённо констатирует г-н Гончаров. — Нижегородские коллеги провели довольно серьёзную рекламную кампанию, открытие их магазина было громким. Люди приходили в «Меббери», а потом непременно заруливали к нам. Пока такой расклад сохраняется.

Стратегическое преимущество «СБС» перед «Меббери» — солидный стаж работы на волгоградском рынке. Краснодарскую марку в городе знают, у магазина сложившаяся репутация.

«Меббери» же делает ставку на свой торговый формат. Для Волгограда «Меббери» — необычный, качественно новый проект. Это настоящий мебельный супермаркет. Подиумы в нём продуманы и элегантны. Кроме мебели тут можно найти широкий выбор аксессуаров, постельного белья, посуды, светильников и прочих элементов интерьера.

Что касается конкуренции на тактическом уровне, то «СБС» считает, что можно обыграть «Меббери», предлагая, например, бесплатный сервис. (Понятно, что все затраты заложены в стоимость товара, но покупатель у нас очень любит получать от магазина что-нибудь в подарок.)

«Меббери», между тем, вывесил расценки на услуги по доставке и сборке мебели, причём в компании надеются, что покупатели одобрят в конечном счёте такое ответственное отношение к ценообразованию.

Мы не стали закладывать стоимость доставки в ценник, чтобы обеспечить людям выбор, ведь многие приезжают за товаром сами и в наших услугах не нуждаются, — поясняет г-н Рыбин.

При всей разнице в подходах к организации торговли, и «СБС», и «Меббери» единодушны в оценке потенциала волгоградского мебельного рынка. Обе компании видят в нём большую перспективу.

В самом деле общеэкономические показатели Волгограда не так уж плохи. Здесь не самая высокая заработная плата по ЮФО, но и не самая низкая. Средний уровень — от 10 до 13 тысяч рублей (кстати, в Нижнем Новгороде или Ростове-на-Дону, по официальным данным, зарабатывают куда меньше). В таблице доходов на душу населения Волгоград стоит на восьмом (из 13) месте среди миллионников. Это город с развитой промышленной инфраструктурой, окружённый цепочкой крупных индустриальных зон. Сейчас Волгоград активно застраивается. Интенсивно возводятся новые жилые кварталы и в его главном спутнике — Волжском.

— В принципе, Волгоград по потребительскому потенциалу сравним с Краснодаром, — утверждает генеральный директор компании «СБС-мебель» Андрей Терещенко. — Мы давно это поняли, иначе не пришли бы сюда пять лет назад. То, что в городе не развивается мебельный ритейл, могу объяснить только отсутствием должной инициативы со стороны операторов и девелоперов. Волгограду действительно не хватает хорошего мебельного центра, и я не исключаю, что такой центр построит наш холдинг. Сама сеть «СБС» будет открывать здесь новые площадки. Особенно нас привлекают Ворошиловский район Волгограда и город Волжский.

Эти же территории в первую очередь намеревается окучивать и «Меббери».

В Волжском у нас обязательно будет магазин, — говорит заместитель генерадьного директора по развитию розничной сети Славянской мебельной компании Дмитрий Куликов.Волжский — вообще Мекка для волгоградских мебельных операторов. олодой, динамичный, активно развивающийся город. Он компактен, удачно построен. Там недаром столбит площадки местный ритейл. И не случайно в нём открывают магазины те игроки фирменной розницы, которые пока ещё никак не отметились в Волгограде.

Подводя черту, вернёмся к вопросу, который мы, отчасти провокационно, сформулировали в начале. Почему всё-таки в этот полуторамиллионный город мебельные ритейлеры не слетаются, как мухи на мёд? Что их останавливает, что настораживает, что охлаж­дает пыл?

И вот наша версия. Возможно, говорить о Волгограде как о городе-миллионнике вообще не вполне уместно. С точки зрения крупного ритейла, по целому ряду признаков этот формально крупный город на самом деле представляет собой некую конгломерацию близко, но всё-таки отдельно стоящих городов-районов, существенно разнящихся по уровню жизни, по степени развития инфраструктуры, по жизненному укладу населения. Поэтому и осваивать Волгоград как единое целое проблематично — этот город приходится «брать» по частям. А ведь для коммерческого укорененения в городе-миллионнике и населённом пункте меньшего масштаба требуются разные стратегии.

Необходимость осваивать Волгоград по частям кого-то ставит в тупик. Но кого-то — вовсе не обескураживает, а просто заставляет более пристально вглядываться в местные особенности, да и вообще — работать «потщательней». Для тех, кто на это способен, наш прогноз — оптимистический.

 
читайте также 01 июня 2020 Снова за прилавок

Ульяновские мебельные операторы получили доступ на свои площадки гораздо раньше коллег из других регионов, включая Москву.


27 января 2020 Полёт Сокола

Торговая компания «Киргу» задаёт тон на одном из самых «живых» потребительских рынков РФ.


24 января 2020 «Каширский двор» против стереотипов

Московский торговый комплекс развивает программу лояльности для архитекторов и дизайнеров.


19 декабря 2019 С севера на юг

Управляющая компания МТК «Гранд» запускает новый торговый комплекс.


02 декабря 2019 Запретный плод сладок

«Массимо» призывает партнёров торговать элитарно.


02 декабря 2019 «Мост» между мебелью и отделкой

Трафик новосибирского мебельного дисконт-центра существенно вырос после открытия этажа строительных и отделочных материалов.

Номер вышел в свет
www.kedrcompany.ru
Реклама