Дизайн в России меньше, чем дизайн

Сергей Алешин
шеф-дизайнер лаборатории экспериментальной мебели «Алешин-студия»

Сегодня в мире явно обозначилось интересное направление: для промышленных компаний дизайн становится, по сути, интегральным понятием. Он включает в себя и модельные ряды, и коллекции, и рекламные буклеты, и оформление выставочных залов, и то, как выглядят менеджеры... Во Франции, например, активно продвигается направление, именуемое менеджмент в дизайне, или стратегический дизайн. Все знают, что такое «стратегический менеджмент». Так вот, стратегический дизайн — тот же стратегический менеджмент, но только в иной сфере.

А что происходит сегодня в российской мебельной индустрии? Во-первых, радует то, что потребность в дизайнерах значительно возросла. Некоторые компании-производители начинают проводить опрос зарубежных дизайн-бюро на предмет создания конкретных изделий. Но все же пока очень немногие руководители компаний осознают, что принципиально менять нужно не отдельные производимые объекты, а стратегию дизайна компании в целом. Для этого необходимы профессионалы.

Я уже не раз говорил на мастер-классах, что промышленным компаниям сегодня архи не хватает арт-директоров. В западных фирмах это вторые, а порой и первые лица. Там арт-директор проводит анализ тенденций моды и существующих стилей (мебель, интерьеры); формирует модельные ряды (на базе анализа рынка) в виде рекомендаций и непосредственного участия в проектных работах; участвует в макетировании рекламных продуктов; работает с VIP-клиентами и формирует облик фирменных салонов; координирует деятельность архитектурных бюро и дизайн-студий с компанией-производителем; участвует в подготовке менеджеров по продажам (история интерьера, мебели, основы колористики и композиции) и т. д. Из одного этого перечня «служебных обязанностей» понятно, что такой специалист незаменим.

Что в России? В прошлом году к нам в студию пришло восемь заказчиков. В нынешнем я уже большую часть своего рабочего времени провел в командировках по компаниям, которые к нам обратились. Дизайн становится востребованным. Рынок стал более «тесным», систематизированным, и это подталкивает руководителей мебельных фирм к поиску новых конкурентных преимуществ. В том числе — через альтернативный дизайн.

Но, к сожалению, говорить о том, что между дизайнерами и промышленными компаниями воцарилось полное взаимопонимание, пока рано. Только стратегическим недопониманием можно объяснить бытующие пожелания типа «сделайте мне так, чтобы это продавалось».

Во-первых, редко кто из заказчиков до конца осознает, в какие суммы может вылиться создание новой коллекции. Оплата дизайнерской работы — далеко не самая весомая статья расходов. Новая коллекция потребует на этапе внедрения таких же значительных инвестиций, как любая бизнес-стратегия. Например, на разработку и создание первых опытных партий и выставочных образцов, в случае активной экспансии на рынок — на PR и рекламную поддержку, на переоснащение выставочных залов, на пополнение оборотных средств, промоушн и т.д., и т.п. По нашему опыту, это суммы от $200 000 для компаний с оборотом от 6 до 10 млн. у.е. в год.

С другой стороны, обращаясь с просьбой создать отдельные объекты — табуретку, шкаф или кресло, — заказчик надеется на рост объема продаж. Напрасно! Как правило, такой осторожный, если не сказать робкий, тактический ход — простое латание дыр. Основная масса создаваемой компаниями товарной продукции не систематизирована. Создание еще одного кресла вдобавок к тридцати, уже поставленным на поток, — утопическая попытка изменить что-то в компании, сохранив прежний стиль бизнеса. Одна новая табуретка — капля в море. Она не сделает фирму более узнаваемой, более современной, более привлекательной для покупателя.

Но, допустим, осознанное желание обрести свое лицо уже созрело. А есть ли возможности? Приступая к проекту, мы обязательно исследуем компании с точки зрения технической оснащенности, профессиональных навыков сотрудников, технологических возможностей «поддержания» цвета в складской программе... У каждой фирмы есть свой бюджет — его тоже наверняка придется «подрихтовать», ведь новая коллекция создается от 6 до 12 месяцев. В процессе работы часто выясняется, что формирование лица через коллекционный подход (а это первый шаг в стратегическом дизайне) может потребовать изменений в системе распределения продукта — это влечет за собой переобучение кадров или найм новых сотрудников соответствующего уровня.

В завершении хотелось бы отметить, что если речь идет о стратегическом дизайне, то сегодня это уже далеко не только гармония формы и содержания, материалов, цветов и фактур. Это, прежде всего, новаторство. Разрыв стереотипов, конфликт между бессознательным ожиданием и реально увиденным и воплощенным. Если новаторство заложено в основу философии компании, значит нам по пути. Значит в туманности «близнецов»-конкурентов скоро появится новая звезда, которая если и не затмит всех своим сиянием, то уж точно будет иметь свою собственную, только ей присущую орбиту. А значит и свой круг почитателей-клиентов.

 
читайте также 20 марта 2023 По методу «360 градусов»

Как провести оценку персонала, чтобы вдохновить сотрудников на развитие. Опыт Академии ГК ЦВТ


15 января 2021 Дороже или выгоднее?

«Интердизайн» и ПЭК поделились подробностями внедрения комплексного складского аутсорсинга.


24 мая 2020 Сборка в дополненной реальности

На ивановском предприятии исследуют, как технологии VR/AR можно использовать в процессе сборки готовой мебели, а также в производственных цехах.


04 мая 2020 Digital-маркетинг для офлайна в «Асконе»

Интернет-магазин как ключевой инструмент маркетинга, направленный на повышение общих продаж.


01 декабря 2019 Блог в помощь

Прежде, чем запускать продвижение через блогеров, важно разобраться в тонкостях инфлюенсер-маркетинга.


28 мая 2019 Карбоновый квест

Иваново может стать столицей композитных материалов.

Номер вышел в свет