Пятизвёздная «тусовка»

Interprint собрал звёзд дизайна для разговора об актуальных трендах — и в мебели, и в самом дизайне.

Interprint собрал звёзд дизайна для разговора об актуальных трендах — и в мебели, и в самом дизайне.

Вновь на неделю interzum’а штаб-квартирой Interprint стал культовый кёльнский шоу-рум Design Post. Вновь в это арт-пространство стекались ценители передового дизайна, чтобы увидеть трендовую коллекцию одного из мировых лидеров рынка мебельных декоров.

Interprint не создаёт декоры без идеи, без идеологического базиса, без исследования не только мебельных и дизайнерских, но и социальных трендов. Актуальная коллекция Transform (трансформация, изменение, преображение) — это больше, чем дизайн-концепция, это — философия эпохи перемен. Компания акцентирует внимание на четырёх основных мощных трендах, явно влияющих на дизайн отделочных покрытий.

de/materialized — осознание того, что многие вещи, которые мы традиционно привыкли видеть в реальном мире, сегодня существуют в цифровой, виртуальной среде.

non_conform — несовершенство в противовес дематериализации. Дизайн, прекрасный в своём несовершенстве и незавершённости.

co-everything — со-всё. Универсальность мебели, а значит, универсальность декоров.

un-limited — снятие потребительских и эстетических ограничений, связанных с возрастом и полом людей. Многие прежние табу в дизайне исчезают, самые смелые решения получают право на жизнь.

Избранная серия из шести декоров SIX PACK— проекция глобальных социальных трендов на плоскость дизайна мебельных поверхностей. По мысли Interprint, репродукции ореха, каштана, мрамора и три вариации дуба отражают самую суть и атмосферу времени.

Помимо Six Pack, компания представила линейку декоров, созданных совместно с признанными мэтрами мебельного и предметного дизайна — немцами Йоханом Флакке, Торстеном Кайсснером и  Питером Керном, итальянцем Лукой Тормена и Атиллой Кузу из Турции.

Считается, что людям творческим трудно ужиться в одном проекте, поэтому компании часто делают так: одна коллекция — один создатель, все остальные — как бы на подхвате. Interprint пошёл другим путём в работе с дизайнерами, дав возможность таланту каждого раскрыться в рамках единой коллекции. Получилась отличная комбинация технологических и дизайнерских ноу-хау.

Interprint вдохновлялся идеологией co-creation. Со-творчество, со-трудничество, со-создание — тренд в бизнесе относительно свежий, но его подхватывают всё больше и больше компаний.

Heineken, например, для разработки нового суперуспешного концепта фирменного ночного клуба создала команду молодых дизайнеров из Токио, Милана, Нью-Йорка и Сан-Паулу, а вдобавок привлекла к проекту 120 непрофессионалов — обычных тусовщиков, кооперируя их работу через Интернет.

Американская Local Motors, принадлежащая к поколению next национального автомобилестроения, свою первую успешную машину буквально собирала по деталям, общаясь по Сети с дизайнерами, инженерами и простыми автолюбителями со всего мира.

Interprint в своём движении по пути co-creation пока так далеко не заходит. Посетителей мебельных салонов и выставок к разработке декоров ещё не привлекают: сама технология и высокая тиражность продукта призывают к осмотрительности. Но тренд уже обозначен.

Когда-то, в давние-давние времена, предложение определяло спрос. Говорить об этом сегодня можно только с такой вот эпической интонацией. Потому что ситуация изменилась принципиально — диктует спрос. Тренды множатся, переплетаются, сосуществуют параллельно. Дошло до того, что само по себе создание (выявление, угадывание) трендов нуждается в новом осмыслении и организации.

Interprint решил внести свою лепту в процесс, проведя во время кёльнской выставки публичную дизайнерскую дискуссию. К участию пригласили всю интерпринтовскую «великолепную пятёрку» — и никто не отказался.

Жанр мероприятия, состоявшегося 17 мая в Design Post, определить нелегко. Это была и дискуссия, и опосредованная презентация трендовой коллекции, был и спокойный, ни к чему, казалось бы, не обязывающий разговор экспромтом. Когда диалог на публике ведут пять «топов» мирового дизайна — что может быть любопытней и поучительней? Это тот случай, когда можно наблюдать, как тренды становятся трендами — как они нащупываются, формулируются и в конце концов получают согласованное, ясное определение.

Комментировать высказывания авторитетных профи по меньшей мере неловко. Редактировать их — тем более нелепо. Поэтому ограничимся конспектом no comment. Добавим лишь, что модераторами встречи выступали Сальваторе Фильюцци, директор по маркетингу и дизайну в германском отделении Interprint, и шеф-дизайнер компании Маурицио Буррато — люди, глубоко и профессионально погруженные в тему.

Сальваторе Фильюцци: Со-всё — это дух времени. Со-трудничество, со-единение, со-разделение и со-творчество являются важнейшими тенденциями современности, и именно они вдохновили нас на сотрудничество с этими прекрасными джентльменами.

Маурицио Буррато: Мы живём в эпоху больших социальных перемен, связанных с техническим прогрессом. Общество становится более открытым. Какую роль социальные изменения играют в изменении творческого подхода для дизайнеров?

Питер Керн: Для дизайнера социальные изменения имеют первостепенную важность. Технологический прогресс помогает ускорить и улучшить качество обратной связи с рынком.

Торстен Кайсснер: Несмотря на изменения в обществе, уверен, что так называемый старомодный (old fashioned) дизайн, который работал десятилетиями, оправдывает себя и сегодня. Это хорошо видно на примере автомобильной индустрии: выпускаемый с 38-го года Volkswagen Käfer («Жук» — прим. ред.) до сих пор невероятно популярен. Что же касается мебельного дизайна, новые формы часто создаются на основе старых. В последние два года я вижу очень много прямых и косвенных цитат из культовых работ известных дизайнеров.

Йохан Флакке: Я пришёл в индустрию сорок лет назад, тогда были популярны ужасные цвета и текстуры сосны и дуба, вроде тех, что используются для поручней а-ля Pigs Ear. Больше всего я боялся, что наша индустрия не сможет преодолеть такие типы материалов и я обречён работать именно с ними. Но, к счастью, пронесло. Социальные изменения полезны для преодоления старого. Сегодня, находясь в любой точке мира, можно взять и выбрать мебель откуда угодно. Больше нет строгого немецкого стиля, мы можем смешивать, дополнять, и это даёт много свободы. Нет границ для типов материалов, форм и дизайна. Плюс мы имеем огромный покупательский рынок. У нас есть множество разных цветов, нам всё так же долго приходится выбирать, но это ведь уже совсем другая история.

Атилла Кузу: Технологии доминируют, сильно влияют на дизайнерские разработки. Меня как дизайнера особенно вдохновляют научно-фантастические фильмы — они часто предсказывают, в каком направлении будут развиваться технологии, а значит, они предвосхищают многие тренды.

Сальваторе Фильюцци: Дигитализация позволяет нам думать по-новому, избирать для мысли другие пути. И в то же время технологии позволяют сочетать, исправлять и повторять.

Лука Тормена: Для дизайнеров главный вызов в эпоху постоянных трансформаций — уловить ключевые черты эпохи и таким образом стать ближе к потребностям людей, ближе к генерации двадцатилетних-тридцатилетних. Трансформация — что-то, что связано с трендом, модой. Однако в дизайне неизменными остаются четыре качества: функциональность, эстетика, сюрреалистичность и (совсем немного) инноваций.

Питер Керн: Сложно пробираться сквозь шквал информации новых медиа. Даже для тех, кто давно находится в индустрии, очень трудно ухватить, понять и реализовать желания нынешнего покупателя. Ведь за один клик он может найти всё, что хочет. На европейском рынке у покупателя громадный выбор. И мы, дизайнеры, видя такое положение вещей, испытываем мандраж. Нам действительно страшновато. Ведь надо быть уверенным, что ты воплотил поистине привлекательную идею, сделал хороший продукт. Каждому из нас хочется, чтобы его работы вызывали исключительно положительные эмоции у покупателей. И чтобы покупателей было много. Вот и приходится постоянно балансировать между созданием чего-то дешёвого и в то же время эмоционально значимого.

Сальваторе Фильюцци: Инновация, дигитализация, имматериализация изменили музыку, живопись, искусство в целом. Но в противоположность всему нематериальному, цифровому, бесплотному набирает обороты тренд на несовершенство, которое даёт ощущение естественности и приближённости к природному. Однако это всё равно гимн прекрасному, а не безобразному. Итак, вопрос к профессионалам. Сложнее или проще создавать несовершенные вещи?

Атилла Кузу: Не так уж и просто создавать несовершенный продукт. Потому что постоянно приходится задумываться о балансе. Всё, что выглядит несовершенно, должно тем не менее выглядеть привлекательно. Несовершенное должно быть совершенным. Мы неизменно стремимся к идеальному дизайну, когда говорим о форме, размерах и материалах.

Питер Керн: Дизайн и должен быть идеальным. Несовершенство внешнего облика предмета — это всего лишь ответ на ожидания человека, приверженного к вещам с историей. Это желание человека понизить пафос, снизить скорость, замедлить ритм жизни, который задают массмедиа.

Лука Тормена: Наша задача — делать то, что работает. Что-то новое, чего до нас вообще не существовало. И мы стараемся делать это идеально, насколько возможно.

Сальваторе Фильюцци: Вопрос на миллион долларов. Несовершенство как тренд нам понятно. Этот тренд уже среди нас. Но могут ли маэстро спрогнозировать, что станет главным трендом после несовершенства?

Лука Тормена: Грядущие тренды сильно связаны с тем, какие в будущем появятся материалы. Самые главные новинки дизайна вдохновлялись технологическими инновациями. Только технологический прогресс позволил Ле Корбюзье придумать его знаменитый шезлонг.

Йохан Флакке: Раньше люди покупали столы, сделанные полностью из стволов деревьев, из деревянных брусьев. К этим столам постепенно добавлялись современные элементы. Процесс развития всегда долог и последователен, в нём возможен шаг вперёд, а потом два назад — чтобы пересмотреть концепцию. Думаю, тренд на всё натуральное, естественное ещё долго будет актуален, так как он — единственное проявление несовершенства в современном мире. Сейчас же всё цифровое: книги, билеты на поезд, «походы» за покупками и так далее, и так далее. Думаю, для людей всегда будет огромной радостью вернуться домой и сесть на диван из натуральной кожи.

Питер Керн: Единого глобального тренда больше не появится. В будущем мы будем наблюдать одновременно целую плеяду трендов. Это связано с тем, что подход к разработке новых продуктов становится всё более и более персонализированным, индивидуальным. Трендов будет так много, что не поймёшь, кому заплатить этот самый миллион долларов.

Атилла Кузу: Каким будет следующий тренд? Это касается ощущений. Мы постоянно что-то смутно предчувствуем, ощущаем на себе влияние происходящего в мире. Я имею в виду политику, экономику, войны, в конце концов. Возможно, через два года мне очень понравится розовый цвет, однако это всё-таки совершенно непредсказуемо.

Сальваторе Фильюцци: У нас есть айфон. Один — на всех и каждого! Как получается, что по всему миру людям нравится один и тот же дизайн? В мебельной индустрии для конкретного региона приходится изготавливать продукт, учитывающий местную специфику. Один и тот же декор от «Интерпринт» в Турции продаётся на ура, а в Германии, мягко говоря, менее эффективно. Почему универсальная формула дизайна айфона не работает в мебельном бизнесе?

Питер Керн: Да, мы проигрываем айфону. Я айфон, вообще-то, не люблю. Он на самом деле как туалетная бумага — что-то обыденное, что тебе требуется каждый день. Это простой и понятный предмет для ежедневной работы. И от дизайна айфона не требуется ничего сверх «служебных» опций. Поэтому айфон так просто продавать по всему миру.

Когда же речь заходит о мебели, нужно начинать с другого конца: со вкуса и предпочтений потребителя. Например, в Германии до сих пор имеют успех определённые декоры дуба — цвета, которые нравятся именно нам, немцам, — и так происходит уже много-много лет.

Дизайн должен быть вдохновлён функциональностью, но при этом радовать глаз, привлекать. Мы адаптировались к вкусам людей, или люди адаптировались к нашим вкусам, — не знаю. Но я рад, что моя мебель хорошо продаётся и в Турции, и в России. Никогда не думал, что некоторые мои изделия будут разлетаться за границей как горячие пирожки.

Торстен Кайсснер: Мебель в единообразном дизайне по всей Европе — не проблема. Но за границами Европы так много культур, традиций! Во внеевропейских странах продавать единообразные вещи сложно. Что касается айфона, он вобрал в себя сверхидею современного стиля жизни, и это лучшее, что приходило в голову Apple.

Атилла Кузу: К сожалению, мебель не становится, как айфон, универсальной. И не станет. Да, у нас есть общий мебельный лексикон, сформировавшийся, наверное, в последние лет двадцать. Этот лексикон трансформируется, но не становится всеобщим.

Лука Тормена: Айфон — глобален. Когда зарождался дизайн, его задачей было стать языком международного общения. Нам просто следует вернуться к корням, и тогда единообразный дизайн мебели станет таким же повсеместно успешным, как дизайн айфона.

Маурицио Буррато: Каждым моментом жизни можно поделиться с помощью Facebook или Airbnb. Используя эту идею, компании, такие как Uber, продолжают создавать новые бизнес-модели. Теперь мы со-жительствуем, со-работаем, со-творчествуем, со-создаём. Все эти со-занятия заставили нас задуматься о кооперации в разработке декоров.

Сальваторе Фильюцци: Сотворчество не значит, что у нас кончились идеи, и нам нужны пять суперзвёзд для того, чтобы продолжать создавать новое. Сотворчество помогает нам быть более гибкими в рождении идей.

Торстен Кайсснер: Мне кажется, мы действительно преуспели в сотворчестве. Каждому из нас приходилось быть особенно предприимчивым, энергичным, упреждающим, — чтобы преуспевать в рамках совместных проектов. Здорово видеть, что в командной работе результат выходит даже лучше, чем ты этого ожидал.

Маурицио Буррато: Хороший итог нашей с вами встречи: от сотворчества и кооперации выигрывают все.

Данила Трофимов
Москва–Кёльн–Москва

 
читайте также 24 декабря 2018 Узловой момент

«Мебельные дни Интерпринт» остаются в прошлом. Будущее принадлежит фестивалю HUB.


19 апреля 2018 Ikea тет-а-тет

Покупатели как никогда ревностно относятся к эксклюзиву, и это больше, чем мода, — это новая парадигма потребления.


15 ноября 2017 Фокус с переодеванием

На предстоящей выставке «Мебель 2017» в «Экспоцентре» Lamarty представит обновлённую коллекцию декоров.


15 июля 2017 HELLO, I’M IMPRESS!

Impress призывает воспринимать действительность во всём её многообразии.


15 июля 2017 Новая урбанистика

На выставке Interzum в Кёльне компания Schattdecor представила новый корпоративный трендбук.

ссылки по теме HELLO, I’M IMPRESS!
Номер вышел в свет