От «Лигны» до «Лесдревмаша»:последние не станут первыми

В то время как мировая мебельная промышленность заблаговременно готовилась к выходу из кризиса, осваивая технологии и материалы, способные привлечь покупателя новизной, российские мебельные предприятия в массе своей предпочли отложить инвестиции в инновационные технические решения.

«Мне в Париж. По делу. Срочно!» Когда-то эта фраза Жванецкого звучала анекдотично. Сегодня автору пришлось бы долго разъяснять, в чём юмор. В частности, наши с вами коллеги беспрестанно колесят по европам — исключительно по делу. Самый распространённый повод — посещение престижных международных выставок. Держать руку на пульсе прогресса стало потребностью современного руководителя, отслеживать основной вектор развития рынка — теперь уже производственная необходимость. Это хорошо.

Правда, для того чтобы быть в курсе главных трендов в области мебельных технологий — учитывая повсеместную глобализацию и унификацию — достаточно, казалось бы, раз в два года побывать на ганноверской «Лигне». Но нет, целыми делегациями, группами и поврозь заинтересованно едем в Кёльн, Нюрнберг и Познань, в Милан, Бад-Зальцуфлен и Парденоне, не говоря уж об отечественных «Лесдревмаше» или «Лестехпродукции». И правильно делаем: а вдруг осенит, мало ли где натолкнёшься на золотую жилу. А ещё очень полезно сравнивать. Например, всё ту же «Лигну» и «Лесдревмаш». У меня, например, от посещения последнего осталось смутное чувство беспокойства и скрытой опасности.

Вспомним Ганновер: множество принципиально новых станков и технологий, феерия необычных, не виданных ранее материалов. А вот Москва, «Лесдревмаш»: вполне пристойная, солидная по площади экспозиция, но «вкусные» лигновские новинки сюда попросту не доехали. Почему? А потому, что на «Лигне» станкостроители демонстрируют достижения, а на «Лесдревмаш» привозят то, что может найти спрос. Значит, таков у нас спрос. Отсюда и беспокойство.

Почти шесть лет прошло с тех пор, как Homag и IMA продемонстрировали в Ганновере оборудование для облицовки кромок с помощью лазера. За эти годы лазерная технология, позволяющая получать детали с невидимым швом, завоевала признание во всём мире. Компания Homag уже продала около 100 станков, оснащённых лазерными установками. Столько же кромкооблицовочных машин с лазерными узлами изготовила для своих клиентов компания IMA. По словам Виктора Фризена, руководителя восточного отдела IMA, сегодня три четверти кромкооблицовочных станков Novimat Systems, предназначенных для крупных производств, оснащаются лазером.

В России пока нет ни одного предприятия, использующего при облицовке кромок лазерную технологию.

Глянец, вошедший в моду несколько лет назад, не теряет своей актуальности по сей день. При этом требования к качеству покрытия и к уровню блеска растут. Испанская машиностроительная компания Barberan и немецкий производитель материалов Kleiberit, объединив усилия, предложили рынку инновационный метод Hot Coating (горячее запечатывание), позволяющее получать высокоглянцевую поверхность с минимумом трудозатрат. Однокомпонентный полиуретан в расплавленном состоянии наносится на меламин, бумагу или шпон разглаживающим валом, который втирает его в поверхность, запечатывая поры и убирая все неровности. Состав почти мгновенно застывает, образуя идеально гладкую подложку, которая тут же покрывается прозрачным топовым лаком. При использовании этого метода излишними становятся такие операции, как шлифовка, шпаклёвка, сушка, полировка. В США и в Европе широко используют новую технологию. В России её осваивают на единственном предприятии.

На пике моды сегодня — поверхности с глубокой структурой или с её имитацией. Практически все ведущие производители отделочного оборудования ещё два года назад предлагали на выставке в Ганновере станки, позволяющие придать материалам дополнительный объём.

Компания Buerkle представила вальцовую линию, способную наносить лакокрасочные материалы на слегка рифлёную поверхность (до сих пор такие детали окрашивались только распылением, что, естественно, приводило к большим потерям лака). Большой интерес посетителей выставки «Лигна» вызвал также новый станок этой компании для облицовки термопластичными плёнками деталей, изготовленных по технологии 3D. До сих пор высота камеры для мембранного прессования не превышала 200 мм. Фирма Buerkle впервые представила пресс с высотой камеры 300 мм. В России новинки пока не востребованы. А потому на «Лесдревмаше 2012» на стенде компании SkyDuna, предлагающей продукцию Buerkle в России, новинки даже не были представлены.

Три года назад на «Лигне» фирма Weinig впервые продемонстрировала четырёхсторонний продольно-фрезерный станок с функцией имитации ручной обработки, в том числе с декорированием древесины «под старину». У западноевропейских деревообработчиков и мебельщиков станки стали пользоваться столь высоким спросом, что производством оборудования с аналогичными свойствами тут же занялись другие машиностроительные компании. В СНГ новую технологию от Weinig первым приобрёл Борисовский ДОК. В России по сей день такие станки спроса пока не нашли.

Похоже, в мире происходит что-то важное, в чём мы пока не участвуем.

А происходит очередной этап технической революции.

Что характерно? Если раньше, 5–10 лет назад, европейские станкостроители и производители материалов, демонстрируя новинки, делали акцент на энергосбережении, экономии труда и сырья, то сейчас главный тренд — новые технологии, напрямую влияющие на улучшение потребительских свойств конечной продукции. Тут те — самые глянцевые поверхности, кромки с невидимым швом, эффект ЗD и т. п.

То есть сегодня за машиностроительными новинками, помимо снижения себестоимости, ясно просматриваются и принципиально новое качество, новые визуальные характеристики продукта.

Очевидно, так европейские мебельщики готовятся к выходу из кризиса. Они понимают, что для восстановления спроса надо активно соблазнять покупателей новыми возможностями.

Манкая мебельная мода изначально формируется в высоком ценовом сегменте. При этом необходимый уровень качества там зачастую достигается за счёт компетенции и квалификации персонала. Например, тот же высокий глянец — за счёт мастерства и скрупулёзности дорогого специалиста. Затем, с появлением новых станков, глянец становится нормой и для среднеценовой поточной продукции. В начале переходного периода от старой нормы к новой обладание продвинутым оборудованием означает для фабрики конкурентное преимущество. В конце — всего лишь входной билет на рынок. Таким образом, приобретать новые станки рано или поздно приходится всем, но купоны состригают лишь те, кто делает покупки первыми.

До сих пор у наших мебельщиков был, по крайней мере, один неоспоримый повод для гордости. Российские власти заговорили о необходимости модернизации лишь пару лет назад. А российские мебельщики эту модернизацию давно осуществили. С 1999-го  по 2004 годы без какой-либо поддержки государства они ввезли 306 445 единиц деревообрабатывающего оборудования на 455 млн. долларов, общим весом более 70 тыс. тонн! На этой основе практически с нуля создали рынок.

К сожалению, ударная модернизация, как и предсказывал «Мебельный бизнес» («Станки, которые нас выбирают», №1, 2005 г.), заложила на будущее целый ряд серьёзных проблем. В частности, одновременность обновления привела к тому, что технологический уровень оборудования оказался распредёлен по отрасли достаточно равномерно, что, разумеется, не способствовало развитию кооперации и специализации: нет смысла заказывать, например, фасады на стороне, если собственные станки загружены не на полную мощность. В свою очередь, неразвитость кооперационных связей сегодня опять может привести к «избыточной» модернизации станочного парка на предприятиях полного цикла. Отрасли снова придётся изыскивать полмиллиарда долларов, в то время как специализация могла бы значительно сократить эти расходы.

Станки, поставленные 15 лет назад, себя уже окупили, но ещё исправно работают. У всех. Внутренняя «бархатная» конкуренция особо никого не подталкивает к срочному обновлению. А тем временем в мире формируется новая технологическая норма, которой мы пока в масштабах промышленности не соответствуем. С учётом ВТО отечественная мебельная отрасль рискует оказаться в аутсайдерах.

Налицо принципиальное различие в стратегиях: европейцы (читай — весь мебельный мир), понимая, что кризис не вечен, используют его для инвестиций в новейшее оборудование, а для нас он — самоуспокоительный повод повременить с освоением технических инноваций.

Да, наш мебельный рынок в кризис не избежал падения. Хотя потери были далеко не столь катастрофичны, как во многих европейских странах. Максимальный провал пришёлся на 2009-й и составил в ценовом выражении 25–30%. Но уже через год падение объёмов выпуска мебели сократилось вдвое, а по итогам 2011 года мебельщики превзошли докризисный уровень, выпустив продукции на 187,9 млрд. руб. В прошлом году рост производства замедлился, но всё же мебельщики остались в плюсе.

Что же касается закупок оборудования и обновления технического парка, тут ситуация гораздо хуже. Если в 2008 году импорт итальянского оборудования в нашу страну достигал 98,8 млн. евро, то в кризис он упал на две трети, и восстановить объём пока не удалось. В 2011 году поставки составили лишь около 62 млн. евро. По словам Франца-Йозефа Бутферинга, президента Европейской федерации производителей деревообрабатывающего оборудования (Eumabois), в период кризиса поставки немецких станкостроителей в Россию, составлявшие в 2008 году более 295 млн. евро, упали практически до нуля. При этом больше всего пострадал средний сегмент.

«Станкоторговцы держались на плаву только благодаря тому, что везли запчасти, загружали склады инструментом, проводили ремонтные работы, — говорит Ольга Демидова, генеральный директор компании torWood, предлагающей на российском рынке кромкооблицовочные станки немецкой фирмы Hebrock. — В год продавали по одному, по два станка. Сейчас объём подрос процентов на 30–40, не больше».

Поставщики деревообрабатывающей техники единодушно отмечают: если спрос и восстанавливается, то далеко не за счёт высоких технологий.

«Мы выжили и продолжаем работать потому, что, помимо оборудования известных европейских марок, предложили неплохое китайское оборудование по очень доступным ценам, а также хороший сервис», — говорит Никита Терентьев, руководитель отдела маркетинга и рекламы компании «Интервесп».

Сегодня доля китайского оборудования в ассортименте компании (которая, кстати, является главным партнёром крупнейшего итальянского концерна SCM) составляет 60%. Хотя топ-менеджеры прекрасно понимают все подводные камни, которые таит в себе продукция из Поднебесной.

«Спрос на китайское оборудование сейчас растёт не только в России, — говорит Сергей Шаврашов, руководитель дилерского отдела «Интервесп».— В результате даже солидные китайские поставщики, которые выпускают достаточно качественное оборудование, не справляются с такими объёмами и начинают передавать заказы на комплектующие мелким предприятиям. В результате качество страдает. Поэтому необходим очень жёсткий контроль отгрузок, который способны обеспечивать очень немногие импортёры. Самые дешёвые варианты чаще всего предлагают фирмы-однодневки, а специфика китайского оборудования такова, что даже у совершенно одинаковых на вид станков комплектующие разные. Так что, случись поломка — запчасть не найдёшь. Поэтому, покупая китайское оборудование по демпинговым ценам, клиент очень часто приобретает такую кучу проблем, что намного выгоднее было бы купить европейское оборудование проверенных фирм. Конечно, китайские производители выпускают и достаточно качественные станки. Но такое оборудование и стоит ненамного дешевле европейского».

Приобретая недорогие китайские станки, мебельщики зачастую рассчитывают оперативно стартовать или сократить период запуска той или иной ассортиментной новинки. Оправданно ли это?

«Я уже устал отвечать на звонки желающих купить китайское оборудование, что такими станками мы не занимаемся и заниматься не будем из-за плохого их качества, — говорит Евгений Суханов, директор по продажам оборудования компании SkyDuna. — И не надо мне доказывать, будто китайское оборудование тоже может быть качественным. Чудес не бывает. Дешёвое не может быть качественным. А на некачественном оборудовании нельзя сделать хорошую мебель. Многие мебельщики, особенно в небольших городах, заявляют: мы-де выпускаем высокоглянцевые фасады! Смотришь на эти фасады и понимаешь, что никакого высокого глянца там нет и в помине. Когда для производства используется дешёвое низкокачественное китайское оборудование, вместо глянца получается пародия с апельсиновой коркой. Если хочешь просто сорвать куш и продержаться на плаву, можно купить китайские станки, снять цех в 300 квадратов и гнать там дрова. Только надо понимать, что всё это ненадолго».

Предвижу реакцию солидных фабрикантов: «Нас это не касается, мы китайские станки не покупаем и покупать не собираемся». Очень даже касается! Нетрудно предугадать, что большая часть мебельщиков, решивших начать свой бизнес с производства изделий на дешёвом китайском оборудовании, — это тот самый серый сегмент, который щекочет нервы добросовестным поставщикам. Судя по тому, как бойко идёт торговля китайскими станками, сдавать свои позиции теневой сектор не намерен. По экспертным данным, выпуск «неучтённой» мебели сохраняется на уровне 40% от общего объёма производства. Можно убаюкивать себя тем, что со снижением ввозных таможенных пошлин на дешёвую мебель производители не пойми чего посыплются, как гнилые яблоки с дерева. Но ведь и более солидным предприятиям в новой рыночной ситуации придётся конкурировать на совсем ином — очень жёстком — уровне.

Причин, по которым большинство российских производителей мебели закупает оборудование не первой свежести, великое множество. В частности, дороговизна кредитных ресурсов. О том, насколько чувствителен для мебельщиков кредитный вопрос, говорит такой факт: стоило на Урале и в Сибири заработать правительственной лизинговой программе, как спрос на оборудование там резко пошёл вверх. Значит, стоимость денег имеет значение.

Однако стоит принять во внимание и то обстоятельство, что ни один европейский мебельщик даже не мечтает об уровне доходности, какую имеет среднестатистическое российское предприятие. И мыслящие на перспективу динамичные российские мебельные фабрики умудряются на свои кровные переоснащаться и осваивать новые мощности. Яркий пример — волгодонский «Алмаз», вложивший в модернизацию производства свыше 10 млн. евро. Причём в кризис.

Кстати, практика показывает, что приобретать оборудование в кризисный период удаётся с большей выгодой: поставщики сговорчивее, они предоставят рассрочки платежа, скидки, помогут приобрести технику в лизинг.

«В Германии, как и в России, руководители фирм строят инвестиционную политику по-разному, — говорит Виктор Фризен из IMA. — В среднем по отрасли масштаб крупных проектов в годы кризиса несколько снизился. Кто-то предпочёл выжидать, но наиболее успешные производители понимали: кризис — самое лучшее время, чтобы перевооружаться. Загрузка невелика, а потому есть время, чтобы присмотреться к новым технологиям, опробовать их, подучить персонал и потом «выстрелить». Когда кризис схлынет, выходить на рынок с прежней продукцией не то что ошибочно, но очень трудно. Тут выигрывает тот, кто первым предложит что-то новое, совершит скачок. Из клиентов IMA назову две немецкие фирмы, которые продемонстрировали завидную дальновидность. В 2008 году крупнейшая компания по производству лабораторной мебели Waldner начала такой масштабный проект, что мы ахнули. Ещё один концерн — крупнейший производитель жилой мебели — реализует сейчас грандиозный проект в Китае. Эта компания построила производственные помещения площадью более миллиона квадратных метров и заказала в IMA сразу пять производственных линий. В общей сложности это 11 высокоскоростных машин, обеспечивающих высочайшую производительность».

Стремление завоевать лидерские позиции — веский аргумент в пользу технического прогресса. Стоит обратить внимание на то, что не только давние участники ВТО, но и наши ближайшие соседи сегодня активно заняты модернизацией.

Так, литовский деревообрабатывающий холдинг VMG (Западная мебельная группа) реализует на территории СЭЗ «Могилёв» на границе с Россией проект по созданию комплекса, в который будет входить производство ДСП, изделий из фанеры и мебели. В реализацию проекта литовцы вложили 80–90 млн. евро. Инвестор уверен в том, что средства окупятся — ведь партнёром выступает IKEA, а значит — сбыт гарантирован. Контракт заключается на год вперёд, и ассортимент продукции тоже известен — как минимум за полгода. Достоинство — и в больших партиях, и в чётком графике платежей, поэтому при выходе на проектную производительность и себестоимость с прибылью можно работать даже при низких ценах. Заметим, что большую часть выпущенной мебели планируется реализовывать в России.

Белорусские мебельные фабрики, ориентированные, как известно, преимущественно на экспортные поставки, при поддержке правительства и президента, получают льготные кредиты в валюте. К примеру, постановлением Совета министров Республики Беларусь №75 от 31.01.2013 предусматривается, что 14-ти крупным компаниям производственно-торгового концерна «Беллесбумпром» в нынешнем году возместят из республиканского бюджета часть процентов за пользование банковскими кредитами. Стоит ли говорить, что, имея кредитные преференции, белорусы не торопятся с покупкой станков не только чисто китайского производства, но и производимых в Китае известными европейскими фирмами под своими брендами?

К слову, на минской фабрике «Софтформ», специализирующейся на производстве мебельных деталей, в ноябре прошлого года запущен в эксплуатацию первый на территории СНГ станок IMA Laser Edging. Вторая такая установка направлена в Баку, на мебельную фабрику Palitra. И лишь в марте третий станок IMA Laser Edging уйдёт в калининградскую компанию Aqwella — одному из крупнейших российских производителей мебели для ванных комнат. Ещё одна фабрика — лидер по изготовлению мебели для ванных комнат — ведёт с компанией SkyDuna переговоры о покупке кромкооблицовочного станка Homag, оснащённого лазерной установкой.

Бросается в глаза, что именно лидеры узкоспециализированных товарных рынков настроены в плане технологий более активно. Скажем, ведущие отечественные производители межкомнатных дверей очень быстро внедряют «горячие» инновации.

Первое российское предприятие, которое приобрело самую высокопроизводительную линию для сращивания шпона у компании Kuper — широко известный «Волховец». Такую же линию в самый разгар кризиса закупило другое крупное предприятие по выпуску дверей — «Софья». Доля этих двух компаний в своём сегменте — подавляющая. Проводя активную техническую политику, фавориты сектора задают тем самым высокие стандарты качества, соответствовать которым конкуренты не в состоянии.

В секторе массовой мебели свою роль в установлении новых стандартов качества всё более активно играет крупная торговля. Ощущая поддержку с её стороны, предприятия легче идут на перевооружение. Об этом, в частности, свидетельствует опыт Волгодонского комбината древесных плит. Буквально через месяц после того, как торговая сеть Hoff заявила о своём желании получить мебель в глянцевой отделке, здесь было принято решение о закупке лакокрасочной линии для изготовления глянцевых фасадов. Сейчас она уже запущена в эксплуатацию. Всего, с учётом актуальных запросов розницы, только в прошлом году предприятие инвестировало в новое оборудование более 2 млн. евро.

Относиться к этому можно по-разному — в зависимости от степени персонального оптимизма. С одной стороны, подобные примеры обнадёживают. С другой, — в масштабах отрасли они пока ещё единичны.

 
читайте также 25 сентября 2023 DECOMP

Энергосберегающее оборудование для мебельного производства.


28 июня 2021 Сила известного имени

Программа ребрендинга KRONA дала быстрый экономический эффект.


28 апреля 2021 Со скоростью «ЛИГИ»

Двигаться, опережая рынок, и помогать ускоряться своим клиентам.


30 января 2020 Ты не один, если ты с SCM

Итальянский станкостроительный концерн представил на Woodex 2019 новейшие разработки для деревообрабатывающего сектора.


30 января 2020 В новый год — с роботами!

Станкоторговая компания LIGA Machinery обещает сосредоточиться на теме автоматизации.


30 января 2020 Future On Tour: остановка в Москве

Свой полувековой юбилей группа Biesse ознаменовала масштабным выступлением на Woodex 2019.

Номер вышел в свет
www.kedrcompany.ru
Реклама