Интерьер эпохи рецессии: домашний и совсем ручной

Когда комфорт означает свободу и вариативность, а средний чек магазина неумолимо скользит по наклонной, в интерьерном дизайне наступает царство текстиля.

Одно из общепризнанных влияний рецессии на рынок: дом в сознании потребителя всё меньше ассоциируется с недвижимостью и всё больше — с тем, что по-английски называется home: очаг, гнездо, персональная экологическая ниша.

Первыми уловили ветер перемен дизайнеры. Подобно тому, как глиняная китайская чашка считается совершенной только в том случае, если она чуть кривовата, асимметрична и явно говорит о том, что не сошла с конвейера, а сделана руками, интерьер становится всё более «ручным». Этот тренд даже трудно назвать собственно трендом: единое, сбалансированное, выверенное до нитки решение распадается на составляющие, рандомизируется, перемешивается. Вчерашний «дом для гостей» был отутюжен и вышколен, как идеальный дворецкий, сегодняшний «дом для себя» уникален, как отпечаток пальца, и по-человечески обаятелен в своей спонтанности.

Эффект «дамской сумочки»

Даже самая аккуратная женщина знает: если докопаться до дна, там обязательно найдётся что-то неожиданное. Тот же принцип лежит в основе «интерьера с сюрпризом»: если помещение решено в едином стиле, особенно — минималистическом, его «одомашнивают» с помощью не просто яркой, но удивительной детали, такой, которую в этом контексте видеть не ожидаешь. В крайнем выражении это старинная пишущая машинка на полке кухни, там, где глаз привык видеть декоративную керамику, или в минималистическом кабинете — викторианское панно-гобелен.

Цыганская роскошь

Для благородного уха этот стиль можно назвать «современной богемой», его фирменный знак — крупный и яркий флористический дизайн. Любители винтажа и бабушкиных сундуков будут счастливы с цветочным декором в традиционном набивном исполнении; модникам следует взять на заметку сегодняшние разновидности «материала в цветочек»: один крупный цветок, на весь формат изделия, будь то подушечка или плед кинг сайз, вплоть до нанесённого фотопечатью. Разумеется, чтобы «цыганская роскошь» играла, её должно быть много, как оборок на цыганской юбке, разных по цвету и орнаменту. Одинокая стилизованная и ярко раскрашенная роза будет смотреться скорее как кич. Впрочем, то, что богемный стиль — удел смелых, далеко не новость.

Юмор для кидалтов

Продуманная палитра, гармоничное сочетание фактур, удобство и эстетика, актуальная стилистика, словом — ответственный и серьёзный подход… к оформлению офиса. Социологи между тем говорят о появлении категории так называемых «кидалтов», от английского kid + adult, ребёнок-взрослый. Этот тип работающего человека пришёл на смену одиозному метросексуалу, и по мере того, как он набирает силу, конторские добродетели всё чаще остаются за порогом человеческого жилья, а «пиратский», «индейский» или «студенческий» стиль плавно перебираются из детской в гостиную или комнату отдыха. Там, отпахав свои восемь часов на транснациональную корпорацию и уложив спать серьёзных детей, мама с папой с удовольствием тянут ямайский ром на мостике своего персонального фрегата.

«Неосторожный» цвет

Моноцвет и принцип «безопасных» сочетаний в новых экономических условиях не стреляют. Вишнёвый ковёр может долго прождать в шоу-руме своего наиболее очевидного усыновителя, кофейно-бежевый гостиный гарнитур, и то — если им удастся узнать друг друга при встрече. Ведь не многие посетители приходят прицениваться с палетой оттенков, и дизайнерское видение потенциальных сочетаний цвета, как и абсолютный слух, присуще далеко не каждому. Выигрывает текстиль, который сам по себе уже есть палета, подсказывающая непрофессионалу гармоничные цветовые дуэты, трио и даже камерные ансамбли. Разумеется, такой текстиль ярок, потому что чем больше цветов в одном изделии, тем выше вероятность, что покупатель узнает в каком-то из них цвет своей шторы, подушечки или дивана. Разумеется, он прекрасен, потому что гамма разработана профессионалом, которому не приходится запирать себя в клетку «осторожных» решений. И разумеется, он идеально служит матрицей, от которой любой человек может отстраивать цветовые решения своей комнаты, сколь угодно разнообразные и такие же «неосторожные», как их источник.

Гобелен: сделано давно и руками

Вышивка в рамке, текстиль с дизайном детского рисунка или индейская настенная подвеска, керамика с кривоватым бочком, пэтчворк, вязаный коврик, — чем дальше концепция дома от недвижимости, тем острее потребность в том, что сделано руками или «досталось от прабабушки». В этом контексте не удивляет стремительный взлёт гобеленов — и как престижного «ткаческого» хобби, и как исключительно востребованного продукта.

В согласии с духом времени — непринуждённым и динамичным, гобелен возвращается в своих более лёгких, мелких, портативных воплощениях: панно в рамке или на подвеске (особенно популярны длинные настенные гобелены на рейке, которыми удобно заполнять пустые вертикальные пространства), гобеленовая газетница, скатерть, покрывало или дорожка на комод. Именно в малых формах играет поразительная способность гобелена быть одновременно плоскостным и объёмным, мягко визуально меняться в зависимости от того, под каким углом на него падает свет — и человеческий взгляд.

На больших площадях гобелен демонстрирует другие достоинства: ритм и игру так называемым «негативным пространством» — фоном между элементами узора, который сам по себе образует причудливую, повторяющуюся форму. За эти звучащие паузы страстные любители гобелена называют его интерьерным джазом.

В отличие от классической, в современной гобеленовой обивке повторяющаяся деталь орнамента стала мельче, «негативное пространство» между ними — шире и просторнее.

Времена года, или Дом как дерево

Золотистый, фактурный плед, лакированная коряга на полке, корзинка с мелкими золотистыми тыквами, яблоками и кленовыми листьями — осень так хороша, что воистину жаль оставлять её за порогом. А когда отгорят глазищи хэллоуиновских тыкв, дом так же легко сменит листву на зимнюю, рождественскую и новогоднюю: в традиционную красно-зелёную клетку, с золотистыми бубенчиками адвента, зелёными венками остролиста и красным «декабристом», он же «рождественская звезда», на подоконнике. А там рукой подать до розовых оборочек и огненных подушек-сердечек Валентинова дня, мартовских мимоз, и пасхальных сине-жёлто-зелёных лент на намытых до блеска окнах. О сезонной смене декораций часто забывают, а жаль, ведь именно она — самый простой и экономичный способ сделать свою среду живой и превратить жилплощадь — в дом.

Елена Вешняковская,
специально для Textile-Show

 
читайте также 07 апреля 2020 «Коронованные» тренды

«Мебельный бизнес» провёл перекличку актуальных тенденций.


06 августа 2019 Indoor как новый outdoor

Взаимопроникновение интерьера и экстерьера в жилой среде — мегатренд с далеко идущими последствиями.


22 апреля 2019 Мяу, кис ми

Персонификация всё сильнее сказывается на всех сферах мебельного производства. Дизайнеры выделяют всё более экзотические потребительские группы — лишь бы выстрелить покупателю в самое сердце. А что способно растрогать больше, чем проявление заботы о тех, кто нам дорог?


29 марта 2019 God, save the Queen

«Богемская рапсодия» подтвердила многомиллионные кассовые сборы четырьмя «Оскарами».


24 октября 2018 Единство противоположностей

В новых декорах коллекции Kronodesign отражена концепция «Гармония контрастов»


18 октября 2018 Lamarty: корпоративная этника

Известная плитная марка одной из первых на российском рынке ответила на возвращение в дизайн-дискурс африканской темы.

Номер вышел в свет