Ветер перемен для аргентинского дизайна

От редакции: В 1991 году аргентинское правительство, вдохновленное министром экономики Доминго Кавальо, провело денежную реформу, в ходе которой аргентинский песо был приравнен к доллару США. Это обеспечило приток в страну инвестиций и высокие темпы роста благосостояния населения. В экономике традиционно благополучного по латиноамериканским меркам государства начался период "золотого десятилетия", или, как его еще окрестили аналитики, "аргентинского чуда". Однако платой за финансовую стабилизацию стали высокая зависимость экономики от иностранных инвестиций, внешнеторговый дисбаланс и высокий уровень безработицы (18%) — за счет спада собственного производства. В конце 2001 — начале 2002 года экономика страны рухнула, люди вышли на улицы громить супермаркеты и требовать отставки правительства. Новое руководство Аргентины взяло на себя невероятно тяжелую задачу — восстановить из руин промышленность страны, около десятилетия жившей "дешевым" импортом.

В течение "золотого десятилетия" Аргентина практически не производила мебельной продукции, спрос на рынке полностью удовлетворялся поставками из Германии, Испании, Италии и США. После кризиса 2002 года и последующего преодоления экономического хаоса вплоть до 2003-го ситуация на рынке полностью изменилась. Как только стало хоть сколько-нибудь возможно вести бизнес на внутреннем рынке, аргентинские торговцы мебелью поддержали отечественного производителя и обратились к традиционному частному кустарному производству товаров с "национальным колоритом".

Аргентинские дизайнеры мебели получили карт-бланш: в начале 2003 года правительство разработало и ввело в действие так называемый "Национальный Дизайн-план", призванный возродить мебельную промышленность страны и с ее помощью насытить, во-первых, внутренний рынок, во-вторых, — рынки государств-партнеров по МЕРКОСУР (экономический союз Аргентины, Бразилии, Парагвая, Уругвая и др. латиноамериканских государств) и, наконец, обеспечить экспортные поставки. В рамках этой национальной правительственной программы в декабре 2003 года была начата серия информационных региональных форумов по развитию конкурентоспособности мебели Аргентины и ее партнеров по МЕРКОСУР. Основной задачей этих форумов является глобальный рост добавленной стоимости в мебельном секторе благодаря внедрению сложных технологий обработки, а также за счет объединения малых и средних предприятий различного профиля, по количеству значительно превалирующих в аргентинской экономике над крупными компаниями.

Главной целью "Дизайн-плана" аргентинского правительства стало обеспечение реальных действенных связей между образовательными и технологическими организациями в области дизайна, маркетинга и производства, вплоть до прямого государственного финансирования определенных проектов. Одним из наиболее серьезных успехов этого плана в 2003 году стало заключение партнерского соглашения с Бразилией, по условиям которого две крупнейшие страны южноамериканского континента совместными усилиями пытаются укрепиться на международных рынках в рамках одной дизайнерской концепции, основанной на национальных традициях.

Однако Бразилия, самый крупный и экономически успешный участник МЕРКОСУР, уже давно делает ставку на массовое производство товаров средней и низкой ценовой категорий, поскольку имеет соответствующую индустриальную базу. В то же время, как уже отмечалось выше, в Аргентине такой базы нет: особенно это касается мебельной промышленности, которая представлена малыми заводами, а часто — семейными мастерскими. В силу давно сложившейся структуры потребления, аргентинцы отдают предпочтение продуктам ручного промысла, а не промышленным товарам. Создав прочный союз ремесла и высокоуровневого производства, Аргентина, по мнению аналитиков, получит хорошие возможности и для развития внутреннего рынка, и для экспорта. Последнее амбициозное намерение аргентинских мебельщиков имеет вполне реальные шансы воплотиться в жизнь — мебельный дизайн в национальном духе в последнее время уверенно теснит на рынке практичный, но довольно безликий стилистический "евростандарт". Заметим также, что кроме своих ремесленных традиций, Аргентина богата еще и ценным сырьем — дорогими сортами древесины и кожи. Поэтому неудивительно, что некоторые американские компании, производящие этническую мебель, активно вкладывают деньги в аргентинские и перуанские фабрики, экспортирующие свою продукцию исключительно в США.

Пока что, несмотря на все нововведения, число дизайнеров, задействованных на внутреннем рынке, еще очень невелико. Согласно статистике, предоставленной одним из аргентинских университетов, только 44% мебельных производств имеют свой дизайнерский отдел или дизайнера, занятого в компании, в то время как объективно располагают подобными возможностями 77% от общего числа компаний. По нашему мнению, это результат исторически малоемкого и неконкурентоспособного аргентинского рынка.

Однако, почувствовав благоприятные тенденции, аргентинские дизайнеры все же стремятся принимать более активное участие в работе производственного сектора, занимаясь разработками проектов и тем самым повышая конкурентоспособность фабрики не только с точки зрения цены товара, его качества и сервиса, но и, что гораздо важнее, с точки зрения создания уникального имиджа и повышения престижа брендов, которые только-только начинают выходить на передний план.

Что касается экономических вопросов, можно сказать, что, несмотря на заявления некоторых международных экономистов на последнем саммите в Давосе, показатели развития аргентинской промышленности за период между январем и ноябрем 2003 года выросли на 8,7%, а в 2004-м они, по прогнозам, должны подняться еще на 4%.

Ветер перемен действительно ощутим. И хотя не все готовы принять его на ура, президент Киршнер демонстрирует полную готовность защитить национальные интересы — такая решимость идеально соответствует проводимой им политике и позиции на международных переговорах, которые постепенно возвращают Аргентине утраченный кредит доверия.

P. S. Для того чтобы читатели могли составить визуальное представление о новых веяниях в аргентинском дизайне, мы предлагаем их вниманию фотографии некоторых выдающихся разработок мебели, создатели которых стали призерами различных национальных профессиональных конкурсов.

Элизабет Арн, Марсело Чиабрандо

Публикация эксклюзивно предоставлена редакции "МБ" CSIL (c) WORLD FURNITURE REWIEW by CSIL. 2004

 
читайте также 07 апреля 2020 «Коронованные» тренды

«Мебельный бизнес» провёл перекличку актуальных тенденций.


06 августа 2019 Indoor как новый outdoor

Взаимопроникновение интерьера и экстерьера в жилой среде — мегатренд с далеко идущими последствиями.


22 апреля 2019 Мяу, кис ми

Персонификация всё сильнее сказывается на всех сферах мебельного производства. Дизайнеры выделяют всё более экзотические потребительские группы — лишь бы выстрелить покупателю в самое сердце. А что способно растрогать больше, чем проявление заботы о тех, кто нам дорог?


29 марта 2019 God, save the Queen

«Богемская рапсодия» подтвердила многомиллионные кассовые сборы четырьмя «Оскарами».


24 октября 2018 Единство противоположностей

В новых декорах коллекции Kronodesign отражена концепция «Гармония контрастов»


18 октября 2018 Lamarty: корпоративная этника

Известная плитная марка одной из первых на российском рынке ответила на возвращение в дизайн-дискурс африканской темы.

Номер вышел в свет