Сколько стоит итальянский дизайн?
Инвестиционные стратегии в области дизайна
Поскольку сам процесс инвестирования в дизайн комплексный, следует ожидать, что в него будут вовлечены различные профессионалы как из компании, так и извне. Каждый специалист является звеном в общей цепочке. Два фундаментальных звена это внутренний проектирующий офис и дизайнер со стороны.
Процентное распределение инвестирования в дизайн между проектирующим офисом компании и внешними консультантами
В целом 68% "дизайнерских" инвестиций отводятся на содержание собственного дизайн-бюро, в то время как 32% инвестиционных средств предназначены для внешних разработчиков и консультантов.
Такое распределение финансов, однако, не подтверждается соотношением реализованных проектов: "внешние" дизайнеры (их число вдвое меньше тех, которые состоят в штате компаний) реализуют более половины годового количества проектов.
Неудивительно, что компании высокого сегмента вверяют почти половину инвестиционных средств внешним консультантам (39,5%) в противоположность компаниям экономичного сегмента (21,6%). Таким образом, чем выше сегмент рынка, тем меньше доля ресурсов, предназначенная для внутреннего проектирующего офиса.
Кроме того, все отчетливее становится тенденция, когда значительную часть инвестиционного пакета вверяют внешним консультантам малые и средние по размеру предприятия. Доля расходов на внешнее консультирование составляет 35,3% в средних и 30% в маленьких фирмах. А в компаниях с оборотом, превосходящим 26 млн евро, эта цифра снижается до 26%, что, однако, не означает, что масштабные компании не прибегают к помощи внешних консультантов. В действительности 74% от общего количества мебельных фабрик Италии (и все 100% компаний высокого сегмента) заключают контракты со специалистами извне.
Однако не все компании используют внешних консультантов: 67,6% игроков рынка реализуют инвестиции в дизайн, используя исключительно возможности внутреннего проектирующего офиса.
Внутренний
проектирующий офис
В зависимости от типа и размера компании мы можем идентифицировать в большей или меньшей степени структурированный проектирующий офис.
В среднем он насчитывает 4,2% от общего числа сотрудников. Вариации возможны в зависимости от сегмента и размера компании.
В компаниях, работающих в высоком сегменте рынка, в проектирующем офисе занято не менее 6% сотрудников, в компаниях среднего и экономичного сегмента 3,8% и 3,7% соответственно.
Внутренний проектирующий офис гетерогенен по своему составу и в отношении занимаемых должностей, и в отношении квалификации.
Состав сотрудников проектирующего офиса ( %)
Сегмент рынка | Инженеры | Архитекторы | Дизайнерские школы | Другие* |
Высокий | 7,4 | 19,6 | 18,2 | 54,8 |
Средний | 5,6 | 16,1 | 24,3 | 53,9 |
Экономичный | 5,9 | 14,7 | 30,4 | 49,0 |
Оборот компании | Инженеры | Архитекторы | Дизайнерские школы | Другие* |
до 5,2 млн евро | 4,4 | 19,5 | 26,7 | 49,4 |
5,3-26 млн евро | 6,4 | 19,4 | 27,4 | 46,7 |
свыше 26 млн евро | 7,6 | 8,0 | 21,5 | 62,9 |
* включает в себя разные специальности : технологи, дизайнеры, инспекторы, оценщики, скульпторы, стекольные мастера и проч.
По части квалификации впереди идут выпускники дизайнерских школ или институтов изящных искусств, особенно в компаниях экономичного сегмента (30,4%) и средних по размеру компаниях (27,4%). Исключение составляют компании высокого сегмента, где основной вклад делается в выпускников архитектурных учебных заведений.
Необходимо отметить, что сотрудники проектирующего офиса, скрывающиеся под определением "другие" (а в крупных компаниях их почти 63%) это, как правило, люди с опытом, наделенные индивидуальным мастерством, знаниями и интуицией.
Внешние консультанты
и роль дизайнера
На проектирующую деятельность, осуществляемую внешними консультантами или дизайнерами, нацелено почти 187 млн евро более чем 32% ресурсов, вложенных в дизайн.
Основные данные по дизайн-консультированию в мебельной индустрии Италии
Оборот в миллионах евро | 186,9 |
Количество дизайнеров | 1188 |
Оборот на одного дизайнера в тысячах евро | 157,5 |
Сотрудники | 1924 |
Количество клиентов на одного дизайнера | 5,0 |
(из них постоянных) | 3,0 |
Вообще число компаний, заключающих контракты с внешними консультантами, увеличивается с ростом рыночного сегмента и размера компании.
Компании, использующие внешних консультантов в зависимости от сегмента рынка и размера компании (%)
2200 мебельных компаний-респондентов для осуществления различного рода деятельности в пределах инвестирования в дизайн-проекты в среднем заключают 3 контракта в год с внешними консультантами. Чаще всего привлекаются "извне": арт-директор, дизайн-менеджер, специалисты в области проектирования прототипов и производственного инжиниринга.
Компании высокого сегмента рынка обращаются к внешним консультантам чаще (в среднем пять контрактов в год) в противовес фирмам среднего и экономичного сегментов, которые имеют более скромные сторонние контакты.
Размер компании также влияет на число контрактов с дизайнерами, привлекаемыми к сотрудничеству. Средние по величине фирмы используют внешних консультантов чаще: в среднем 3,3 контракта в год. Для маленьких компаний этот показатель равен 2,1 ниже характерного для всего сектора в целом.
Фабрики, специализирующиеся на современных изделиях, используют внешних консультантов чаще (в среднем 3,5 контрактов), чем фирмы, производящие мебельную продукцию классического/традиционного стиля. Для предприятий, не имеющих четкой стилевой специализации, эта цифра значительно ниже.
Число контрактов, заключаемых компаниями в рассматриваемом секторе, 5940 не тождественно числу действующих мебельных дизайнеров. Ясно, что каждый дизайнер сотрудничает с рядом различных предприятий.
Из проведенного исследования (150 интервью) выясняется, что каждый дизайнер имеет в среднем пять контрактов в год, из которых три постоянные. Из этого следует, что приблизительно 1188 дизайнеров работают в мебельном секторе.
Интересно отметить, какое соотношение существует между дизайнерами-респондентами, работающими индивидуально, и теми, кто действует "в команде": только 10% дизайнеров, обладающих мировой известностью, не делят студию с другими профессионалами, причем состав профессиональной студии варьируется в зависимости от востребованности лидера.
Именно дизайнеры с мировой известностью выстраивают сложную сеть связей со "сторонними" специалистами. Это выливается в разветвленную внутреннюю структуру, которая гарантирует постоянный поток информации о новых рыночных трендах.
Квалификация сотрудников в проектных компаниях/профессиональных студиях
* Процентные данные рассчитаны на основе данных об общем количестве сотрудников студии, включая владельца
По крайней мере 70% специалистов, работающих в профессиональных студиях, имеют архитектурную или дизайнерскую степень, МА в дизайне или диплом дизайнерской школы или художественного института.
В дизайн-студиях не столь известных больше внимания уделяется выпускникам технических институтов, специалистам по индустриальному дизайну (17,2% в противовес 8,5% для ателье всемирно известных дизайнеров).
Кадровый состав студий
Дизайнеры с мировой известностью | Остальные дизайнеры | |
Диплом инженера | 2,2 | 4,8 |
Архитектурная, дизайнерская степень, МА в дизайне | 52,5 | 42,0 |
Дизайнерские школы или художественные институты | 30,0 | 28,0 |
Диплом по индустриальному дизайну технического института | 8,5 | 17,2 |
Другие | 6,7 | 8,0 |
Дизайнеры призваны играть разнообразные роли и решать различные задачи в их профессиональной деятельности.
Востребованность
"внешних" специалистов
Наибольший спрос на графических дизайнеров (42,1%), за ними следуют индустриальные инженеры и дизайнеры другой специализации (34,5%). Востребованы также профессионалы в области рекламы (14,6%) и маркетинга (10,5%).
Портрет дизайнера в итальянском
мебел ьном секторе
Некоторые дизайнеры, рассуждая о своей профессии, утверждают, что дизайнер это просто стилист, придающий продукту определенную форму. Другие же отводят ему целый ряд функций от создания идеи продукта до его правильного позиционирования на рынке. В современном и наиболее полном понимании дизайнер тот, кто начинает с анализа информационного потока и наблюдений, благодаря чему способен предвидеть будущие тенденции и предлагать их материальное воплощение, инициируя таким образом процесс адаптации продукта.
Эта способность предвидения очень ценится в дизайнере и отчасти зависит от степени опытности, квалификации, его контактов в мире бизнеса и науки, широты ареала его деятельности.
Дизайнеры-респонденты в зависимости от возрастной группы ( %)
Большинство дизайнеров, участвующих в данном исследовании, начали свою профессиональную карьеру в 70-е годы (32%) и значительная часть в 80-е (29%), что свидетельствует о том, что рынок был привлекателен в эти периоды и располагал потенциалом развития.
Всемирно известные дизайнеры из числа респондентов начинали работать преимущественно еще до 70-х годов и продолжали практиковать по крайней мере тридцать лет.
Активный дизайнерский возраст, по итогам опроса, это зрелость: от 36 до 60 лет (почти 77% респондентов). Дизайнеру необходимы серьезный профессиональный багаж и значительный опыт, чтобы занять признанную на рынке позицию и начать работать "на себя".
У дизайнеров с мировым именем возрастной ценз очень высок: 61% из них старше пятидесяти.
Как правило, они вовлечены в преподавательскую деятельность (87,7% в противовес 26,4% для рядовых дизайнеров). Особенно активно они представлены в преподавательском составе дизайн-школ и престижных специализированных вузов.
Интересно отметить, что дизайнеры часто обнаруживают недостаток корпоративного постоянства, особенно в начале карьеры. Из обзора, сделанного Миланским политехническим институтом (специальность "индустриальный дизайн"), в период с 2000-го по 2002 год более половины дипломированных специалистов меняли свою работу в течение 12 месяцев. Дизайнерская "гиперактивность" частично объясняется желанием поддержать более высокий уровень мотивации (продуктивно проведенное время), частично типом работы дизайнера: часто его берет на работу компания или профессиональная студия с целью обеспечить реализацию одного конкретного проекта, ограничивая время действия контракта.
За последние 30 лет фигура индустриального проектировщика заметно изменилась. Он взял на вооружение представления об экономике, психологии и информации и использует их с целью изыскать еще более подходящие инструменты для реализации своих намерений. Дизайнер должен быть способен "понимать время" и интерпретировать изменения потребностей в данный, определенный момент. Благодаря этой информации он становится проектирующим предпринимателем.
Дизайнеры, специализирующиеся исключительно в мебельном секторе, составили 38% от общего числа опрошенных. Из этого следует, что 62% респондентов сотрудничают с компаниями, относящимися к различным сферам деятельности. Среди дизайнеров, обладающих широкой известностью, только 22% ограничивают свою занятость мебельным рынком, в то время как почти 42% занимаются проектировочной деятельностью, по крайней мере, еще в двух секторах.
"Побочные" сферы применения сил респондентов коммуникации и электроника (14,6%), строительство, архитектура, (14,3%), графика и мультимедиа (11,4%), а также транспорт, модный бизнес, ювелирное дело и проч.
Уровень специализации дизайнеров-респондентов в проектировании предметов мебели (%)
Из приведенных данных видно, что почти 2/3 дизайнеров-респондентов (65,3%) специализируются в проектировании более одного предмета и зачастую работают над новой линией продукции. Эта тенденция более выражена у всемирно известных дизайнеров, 25% которых проектируют по 2 изделия. Проектируемые предметы при этом могут быть очень разными от мебельных аксессуаров и офисной мебели до светового оборудования.
Типы мебельных предметов, проектируемых дизайнером (%)
"Рядовые" дизайнеры, участвующие в исследовании, преимущественно работали над проектированием мебельных аксессуаров (50,8%), столов и мебели для сидения (50,2%), а также кухонной мебели (45,5%). Ситуация выглядит несколько иначе в случае с всемирно известными дизайнерами: здесь наблюдается больший интерес к разработке осветительных приборов (61,1%), офисной мебели (58,3%), мебельных аксессуаров и различной бытовой мебели (по 50% на каждый сектор).
Профессия дизайнера предполагает отсутствие четкой территориальной привязки к какому-то конкретному региону. Почти все дизайнеры-респонденты ведут свою деятельность по крайней мере по всей Италии. Только 14% представлены исключительно на "местном" уровне.
Тот факт, что 45% дизайнеров имеют профессиональные контакты за границей, свидетельствует об определенном динамизме и открытости сектора, что помогает распространению итальянского дизайна в других странах и выступает гарантией приобретения новых инструментов для понимания разных рынков.
Ясно, что при анализе зоны профессиональной активности, выявляется разница между менее известными и всемирно известными дизайнерами. Почти 67% мэтров работают и в Италии, и за рубежом, и только 5,6% исключительно в своем "родном" регионе.
Что касается денежного оборота в "автономном" дизайнерском секторе, то он составляет в целом почти 187 млн евро (в среднем 157 тыс евро на специалиста).
Окончание в следующем номере
29 мая 2004 (№29)
«Мебельный бизнес» провёл перекличку актуальных тенденций.
Взаимопроникновение интерьера и экстерьера в жилой среде — мегатренд с далеко идущими последствиями.
Персонификация всё сильнее сказывается на всех сферах мебельного производства. Дизайнеры выделяют всё более экзотические потребительские группы — лишь бы выстрелить покупателю в самое сердце. А что способно растрогать больше, чем проявление заботы о тех, кто нам дорог?
«Богемская рапсодия» подтвердила многомиллионные кассовые сборы четырьмя «Оскарами».
В новых декорах коллекции Kronodesign отражена концепция «Гармония контрастов»
Известная плитная марка одной из первых на российском рынке ответила на возвращение в дизайн-дискурс африканской темы.