Центральная Европа: кризис в деревообрабатывающей отрасли приобретает все более угрожающие масштабы

В последние два года экономическое положение деревообрабатывающей отрасли в странах Европы неизменно ухудшалось: практически на всех центральноевропейских рынках отмечалось значительное падение сбыта. Уменьшение оборота частично удавалось компенсировать за счет экспортных поставок и других направлений деятельности, однако, с начала нынешнего года ситуация с экспортом также изменилась в худшую сторону. Причем упали объемы поставок даже тех видов продукции, которые до этого закупались относительно хорошо — плит МДФ и ламинированных полов. В настоящее время не наблюдается признаков скорого оживления ни в одном из рыночных сегментов, и большинство участников рынка оценивают краткосрочные перспективы бизнеса без оптимизма.

Почти во всех секторах отрасли сейчас имеются весьма значительные избыточные мощности. Разумеется, это приводит к ужесточению конкурентной борьбы. Снижение цен, обусловленное этим обстоятельством, в сочетании с возросшими за последние месяцы затратами на сырье, негативно сказывается на уровне доходности предприятий.

Отдельные компании, и без того страдающие из-за ограниченности своих финансовых ресурсов, попадают в еще более сложное положение из-за низкой платежной дисциплины своих клиентов. Проблема неплатежей становится для деревообработчиков Европы едва ли не самой острой. Чаще других в списки должников попадают предприятия мебельной промышленности и поставщики древесины. Невыполнение долговых обязательств как следствие неплатежеспособности, а также понижение рейтингов даже очень крупных клиентов при страховании кредитов, — все это усиливает риски деревообрабатывающих компаний. В результате предприятия деревообрабатывающей промышленности сами получают все более низкую оценку у страховщиков кредитов.

Проблемы со сбытом, растущие производственные расходы и слишком большие складские запасы готовой продукции ведут к дальнейшему падению ликвидности в деревообрабатывающей отрасли. В ближайшие месяцы, по всем прогнозам, ситуация только усугубится.

Финансовое положение многих европейских деревообрабатывающих предприятий сильно осложняется из-за убытков и рефинансирования осуществленных инвестиций. Десятки компаний переживают значительное снижение уровня обеспеченности собственным капиталом. К тому же, в последние годы у многих фирм накопилась серьезная задолженность, в отдельных случаях достигающая сотен миллионов евро. Чистые долги, в силу неблагоприятной экономической ситуации, практически невозможно сократить, если только не предпринять каких-либо чрезвычайных мер. Вместе с тем, привлечение заемного капитала затруднено, так как банки ведут себя все более сдержанно: многие из них в течение последних двух лет озабочены тем, чтобы сократить свое присутствие, либо полностью уйти из деревообрабатывающей отрасли, и в последние месяцы эта тенденция только усилилась. Сегодня в инвестиционных проектах деревообработчиков готовы участвовать лишь немногие центральноевропейские банки. Инвестиционные компании, в незначительном количестве присутствующие в деревообрабатывающей отрасли, исследуют возможности выхода из этого сектора экономики. Существенно сократилась государственная поддержка инвестиционных проектов. Таким образом, спад инвестиционной деятельности в деревообрабатывающей отрасли Центральной Европы, начавшийся в 2001 году, становится все глубже и очевидней. На этом безрадостном фоне эксперты сочли нужным особо отметить признаки оживления интереса к отрасли со стороны североамериканских инвесторов. После того, как в прошлом году ушли в песок усилия инвестиционных компаний Bridgepoint Capital GmbH (Франкфурт) и Orlando Management GmbH (Мюнхен) в отношении неплатежеспособной компании Hornitex-Gruppe (Хорн-Бад Майнберг), к Европе стали присматриваться заокеанские бизнесмены. Впрочем, из этого факта никто пока не решается делать никаких выводов.

Потребность в капитале отдельных предприятий во все большей степени используется для финансирования текущей хозяйственной деятельности и для исправления структуры баланса. Однако для поддержания конкурентоспособности в условиях растущей интернационализации деревообрабатывающей отрасли предприятия все же вынуждены ассигновать средства на реализацию отложенных инвестиционных проектов. Сегодня они пытаются находить альтернативные пути привлечения капитала. Некоторые идут на выпуск займов, так как привлечение средств через фондовые биржи давно закрыто. Некоторые "зондируют" возможность продажи отдельных производственных подразделений. Однако потенциальные покупатели — в первую очередь экономически благополучные заинтересованные компании — не торопятся инвестировать в расширение хозяйственной деятельности. Успешные игроки предпочитают другую стратегию: они прикладывают максимум усилий к тому, чтобы ускорить "зачистку" деревообрабатывающей отрасли путем целенаправленной конкурентной борьбы на вытеснение.

В настоящее время почти в каждом подсекторе европейской деревообрабатывающей промышленности продается сразу несколько предприятий. Но интерес потенциальных покупателей, и без того скромный, ослабляется из-за слишком большого количества предлагаемых объектов. Частью они предлагаются к продаже вместе с соответствующей документацией, частью переговоры о продаже ведутся закулисно. Перспективы на получение дохода от продажи выглядят не очень радужно, поскольку многие объекты обременены обязательствами, например, завышенной балансовой стоимостью, или же необходимостью осуществления на них комплекса мер по приспособлению к актуальным требованиям. В существующих экономических условиях продажа предприятий возможна только после того, как на них будет проведена необходимая реструктуризация, например, сокращение персонала или закрытие нерентабельных подразделений, либо если продавец пойдет на значительные уступки.

Продолжается процесс расслоения компаний на благополучные и неблагополучные. Предприятия, теряющие конкурентоспособность, все более резко отличаются от тех, у которых дела идут неплохо. Потеря конкурентоспособности может быть обусловлена самыми различными факторами, например, местоположением компании, производственными технологиями, обеспеченностью древесиной, преимуществами при закупках сырья (объемы закупок), вертикальным и горизонтальным расширением программы производства и предложения, структурой сбыта, долей экспорта.

В последнее время все более заметным становится экономический ущерб от эксплуатации одно- или многоэтажных установок в сочетании с незначительными в сравнении с ними производственными мощностями, поскольку даже широко применявшиеся в производстве древесных плит непрерывные производственные линии к настоящему моменту во многих случаях списаны (амортизированы), и стоимость сырья становится все более критичным фактором. Соответственно, в последнее время участились остановки такого этажного оборудования. Кроме того, ужесточившиеся требования к нормам вредных выбросов диктуют необходимость модернизации старого оборудования, но многие предприятия вынуждены откладывать мероприятия по модернизации из-за недостатка финансовых средств. В большинстве случаев инвестиции в снижение уровня вредных выбросов уже не производятся, и старое оборудование попросту приходится останавливать, так как у него истек срок допуска к эксплуатации. В качестве примера можно назвать принятые в марте решения об остановке завода, принадлежащего компании Interim der Agglo NV (Генк, Бельгия) и плитного производства компании Hornitex Werke Nidda Kunststoff- und Holzwerkplatten GbmH & Co. KG (Нидда). Многие специалисты уверены, что процесс остановки этажных прессов будет продолжаться, в первую очередь, в секторе ДСП. Древесностружечные плиты уже производятся либо полностью, либо большей частью на непрепрывных линиях. Что же касается производства плит МДФ и ОСБ, то здесь, в силу того, что в этих секторах и без того используются в основном непрерывные линии, различия между этажными и непрерывными прессами не приведут к консолидации в тех же масштабах, что в производстве ДСП.

В последнее время уровень конкурентоспособности европейских производителей плит все в большей степени обусловлен объемом их производственной программы, а также возможностями обеспечения древесиной. Самые острые проблемы с закупкой сырья испытывают в настоящее время компании Италии и скандинавских стран. Так, в Швеции, где государство на протяжении ряда лет активно стимулирует использование древесины для получения энергии, в распоряжении деревообрабатывающих предприятий оказывается все меньше промышленной древесины. За последний год в Швеции резко поднялись цены на отходы лесопильного производства. Возросшие в результате этого производственные затраты не замедлили сказаться на конкурентоспособности шведских деревообработчиков, которые все слабее противостоят давлению импортеров. В других скандинавских странах, в первую очередь в Дании, наблюдаются сходные тенденции.

В Италии к растущим трудностям в обеспечении древесиной ведет, с одной стороны, значительное сокращение предложения выдержанной древесины, с другой — возросшая в части сырьевых закупок конкуренция со стороны энергоснабжающих предприятий. Итальянская деревообрабатывающая промышленность прошлой зимой была вынуждена, в частности, увеличить импорт круглого леса из Юго-Восточной Европы, а также из отдаленных регионов мира.

В целом в Европе уже сегодня достаточно примеров, подтверждающих, что деревообрабатывающие заводы зачастую не выдерживают конкуренции с предприятиями других отраслей в части закупок сырья.

(В этой связи имеет смысл упомянуть Восточную Германию, где на конец 2004 года запланирован ввод в эксплуатацию целлюлозного завода, построенного компанией Zellstoff Stendal GmbH (ZSG), что будет иметь серьезные последствия для рынков промышленной древесины этого региона. Общая потребность нового завода в древесине должна составить 3 млн. м3 в год, что явно затруднит закупки сырья местным деревообрабатывающим предприятиям).

Что касается объема производственной программы, то все более актуальным для предприятий становится полноступенчатое производство и возможности выпуска различных продуктов деревообработки и облагороженных продуктов: в этом случае удается снизить зависимость от рынков сырья и разделить риски.

Подобными преимуществами сегодня реально пользуются те предприятия, которые довольно давно, а именно, в 90-е годы, приняли и реализовали необходимые стратегические решения.

Напротив, те компании, которым не удалось расширить свои производственные программы, освоив полный цикл производства продукта, либо наладив производство полуфабрикатов и готовых изделий, сейчас испытывают большие сложности, пытаясь восполнить эти пробелы с экономически оправданными издержками. В качестве примеров можно назвать услилия компании Pfeiderer AG (Ноймаркт) по дополнению своего ассортимента плитами МДФ и освоение производства ламинированных полов компанией Sonae Industria-Gruppe.

Особую роль в попытках деревообрабатывающих предприятий расширить свои производственные программы играет производство мебели. Можно наблюдать различные способы решения данной задачи. Многие предприятия уже в конце 90-х и в 2000-м году отказались от этого направления деятельности и заморозили или продали свое мебельное производство. Лишь немногие деревообрабатывающие компании, как, например, Egger-Gruppe, продолжали в последние годы инвестировать в производство мебели. В относительно больших объемах расширяли производство мебельных деталей и мебели в разобранном виде и крупные итальянские группы компаний. Например, компания Gruppo Mauro Saviola (Вьядана), до недавнего времени производившая мебель на дочернем предприятии Composad srl (Вьядана), пришла и на южноамериканский рынок, основав в Бразилии компанию Ecokit do Brasil Ltda (Кампо Бело Сан-Пауло, Бразилия).

Не менее важное значение имеет освоение новых каналов сбыта, а также прямая или косвенная деятельность на экспортных рынках. Путем диверсификации каналов сбыта и достигаемым в результате смягчением последствий колебаний спроса на отдельных рынках можно добиться распыления рисков.

До недавнего времени консолидация в деревообрабатывающей промышленности происходила главным образом за счет исчезновения мелких компаний. Эта тенденция, вероятно, сохранится и в будущем; и сейчас продолжается процесс остановки производств или продажи предприятий, принадлежащих мелким и средним компаниям различных европейских стран.

Однако, этот процесс во все большей степени затрагивает и крупные компании. Первым сигналом стало банкротство фирмы Hornitex-Gruppe в 2001 г. Несмотря на непрекращающиеся усилия по продаже всей группы компаний Hornitex, либо по отчуждению или самостоятельной эксплуатации отдельных производственных площадок, до сих пор для компании не было найдено окончательного решения. Последние несколько месяцев все предпринимаемые попытки, похоже, все больше застопориваются. Ни подготовленная некоторое время назад процедура банкротства производственной площадки Беесков, ни реструктуризация площадки Нидда, которая могла бы завершиться продажей завода, пока не дали результатов. По словам кризисного управляющего д-ра Вернера Шрайбера, в качестве возможного варианта рассматривается и продажа всей группы компаний; в начале весны 2003 г. о своем интересе заявил некий иностранный инвестор.

Что касается других групп деревообрабатывающих компаний, то здесь также рассчитывают, в основном, на иностранных инвесторов. Большое внимание привлек обнародованный в марте 2003 г. план группы Sonae-Holding, согласно которому выделяется в отдельное производство расположенная в Бразили (Майа) компания Sonae Industria SGPS SA. Экономическое положение группы Sonae оценивается как критическое. В дополнение к убыткам, которые уже довольно давно несут предприятия группы, расположенные в Центральной Европе, в прошедшем хозяйственном году в тяжелое экономическое положение попала и компания Taflsa S.A. (Мадрид, Испания), причем исправить ситуацию можно, по всей видимости, только за счет дополнительных финансовых вливаний со стороны материнской компании Sonae. В результате и без того напряженная финансовая ситуация Sonae-Gruppe еще более осложнится. В какой степени в рамках необходимой реструктуризации возможно отделить предприятие от дочерних компаний или производств, остается под вопросом. В последнее время проводились предварительные переговоры; обсуждалось, в частности, преобразование структуры бразильского СП Tafisa Brasil S.A.

С февраля 2003 г. в отрасли курсируют слухи о том, что к продаже предложен контрольный пакет акций компании Pfeiderer AG (Ноймаркт), однако сама компания называет эти слухи несостоятельными. До настоящего времени главным акционером Pfeiderer AG, владеющим 70% акций, была компания Pfeiderer Unternehmensverwaltung GmbH & Со. KG. Однако на общем собрании акционеров, состоявшемся в июле 2002 г., председатель наблюдательного совета Эрнст-Хербрерт Пфайдерер дал понять, что Pfeiderer Unternehmensverwaltung в рамках увеличения капитала готова сократить свою долю акций в компании Pfeiderer AG до 50%.

Но и сама компания Pfeiderer с недавнего времени столкнулась с экономическими трудностями. В прошлом году она завершила программу реструктуризации, в результате которой произошло отчуждение двух основных и ряда второстепенных направлений деятельности. Освободившиеся в результате реструктуризации средства пойдут в первую очередь на погашение задолженности. В текущем году компания Pfeiderer вынуждена предпринять еще ряд мер: уже объявлено о продаже фирмы Moralt Tischlerplatten GmbH & Со. KG (Бад Тёльц) и сокращении 350 рабочих мест.

По материалам EUWID HOLZ SPECIAL

 
читайте также 16 декабря 2020 interzum 2021 как никогда раньше

Новая гибридная концепция interzum позволит провести выставку в мае при любых условиях, уверены в Koelnmesse.


22 марта 2020 Экспорт пунктиром

На 440 миллионов долларов российские мебельщики экспортировали в 2019 году. Это на 12,6% больше, чем в 2018-м. Но меньше, чем хотелось бы.


30 января 2020 Неопределённость здесь надолго

Миланский центр промышленных исследований CSIL, специализирующийся на бизнес-аналитике в мебельной индустрии, выпустил очередное годовое резюме — с прогнозами развития мирового рынка на обозримую перспективу.


30 января 2020 Вскочили в последний вагон

Лучший эффект от участия в кёльнской мебельной выставке получают те российские экспоненты, которые заявляются на неё загодя.


30 января 2020 Колыбельная для Лиссабона

Askona Life Group запустила розничный проект на самом краю Европы.


02 декабря 2019 Фронт мебельного сопротивления

Компании, реализующие бизнес-модель «мебель по подписке», пожинают плоды успеха среди миллениалов.

Номер вышел в свет