Прощай, секретарь рай-Комо!

Отпраздновав «совершеннолетие» своего детища Proposte, синьор Пьеркарло Вигано, бессменный президент и идейный вдохновитель выставки, объявил о своём уходе с поста.

С 4-го по 8 мая над озером Комо косматились длинные бороды низких и тёмных туч, термометр не показывал более десяти-двенадцати градусов «жары» — конечно, для этих мест погодка, мягко говоря, атипичная. А если учесть, что в гостиницах не топят и отогреться-обсушиться особо негде, то можно бы описать эту ситуацию словами из старой нашей кинокартины: «В мокром неудобстве! Герои революции! Смерти-погибели дожидаются!»

Но выдрессированный столетиями позитивизм европейца неизменно ищет себе лазейку. «Может, это даже и к лучшему — вот именно такая погода? — выразили надежду в пресс-центре выставки. — Может, так больше будет работы и, соответственно, отдачи? А то ведь — вечный соблазн выйти из павильона, прилечь на газон, позагорать и прочее, да? Сами знаете, многие под предлогом работы — просто ловят здесь кайф».

Посторонним — добро пожаловать!

Уникальность выставки Proposte — в её особой камерности, уютности, домашнести. Только в таких условиях может произрасти и расцвести истинный талант — об этом говорят и умиротворяющие очертания Альп, и штилевая лазурь воды, и ленивые улыбки местных жителей — «комовцев», «черноббьовцев» и прочих «лаллиевцев».

Внекоммерческая, сугубо творческая составляющая Proposte — одна из тех констант, которые формировали её собирательный образ. Художник — он же пари.т. Он — сам себе и тренд, и бренд, и на дуде игрец.

Ровно так всё и происходило в течение всех восемнадцати лет — в пределах ограниченной тусовки, по системе «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён».

Отпраздновав своё «совершеннолетие», Proposte 2010 объявила об уходе Пьеркарло Вигано, бессменного своего президента, отца и идейного вдохновителя. Синьор Вигано уходит почти по-английски — без сантиментов, объяснений, подробностей и официально представленных преемников. Оставив лишь обещание «и впредь не оставаться безучастным к судьбе выставки».

Ну а дальше — всё более-менее по привычному сценарию: сто три экспонента, соотношение итальянцев и всех остальных — пятьдесят на пятьдесят, несколько тысяч гостей, число коих хозяева уточнять не стали: из-за обильных осадков размокли бэджики, так что учёт посещений был практически невозможен. И, конечно, традиционная пресс-конференция, предложившая повестке дня тему взаимодействия архитектуры и дизайна (кстати, уже во второй раз — после Миланского форума, состоявшегося 25 февраля).

Любят ли архитекторы и дизайнеры ткань? Насколько и в какой стадии работы они задумываются о текстильной стороне вопроса? И почему, задумывая, к примеру, новую софу, дизайнер почти никогда не видит её заранее «одетой»?

Мнения высказывались разные, но общий пафос сводился к одному: не очень любят архитекторы декоративный текстиль, не особо видят и не стараются увидеть, потому что эти области — архитектура и мануфактура — страшно далеки друг от друга.

Будущее — в будущем!

Мауро Кавелли, представляющий консорциум итальянских производителей текстильной продукции, заметил: «Я уверен, что и технология, и философия текстиля как продукта сегодня нуждается в пересмотре. Ситуация кризиса, сыгравшая роль «санитара бизнеса», оставила в живых ровно тех, кто смог преодолеть невероятно сложные моменты, сумел разработать принципиально новую продукцию, потому что сейчас рынку более всего интересна продукция высокого и очень высокого качества. И, чтобы продолжать успешно работать, нет смысла в объявлении войны ни туркам, ни китайцам: сам факт нашего присутствия на Proposte 2010 говорит о том, что мы можем предложить такие изделия, которые смогут оказаться по-настоящему достойными и выдержат любую конкуренцию». Прежний способ выживания — предложенный на Proposte 2008 общий для честных итальянских производителей бренд Made in Italy — похоже, канул в Лету.

На пресс-конференции выставки этого года особый упор был сделан на инновации — 3D, нано— и плазменные технологии, светопоглощающие, запахоотталкивающие, медицинские, косметические и прочие smart-ткани. А бессменный участник и горячий поклонник Proposte всемирно известный дизайнер Карим Рашид заявил, что перед всяким итальянцем, так или иначе причисляющим себя к институту моды и дизайна, стоит как никогда остро задача научиться не только помнить все культурно-эстетические достижения своей страны и оглядываться назад, но и смотреть вперёд. В футуристическом прорыве — истинная перспектива, будущее — в будущем. Тут нужно уходить от стандартов и придумывать что-то принципиально новое, дерзкое. «Вот я, например, придумал особые резиновые сапоги — мало того что бойкой расцветочки, так ещё и с лёгким цветочным ароматом! Странно? Смешно? — Значит, цель достигнута».

Французы двинули, как тучи…

Многие члены Евросоюза — такие как Греция, Португалия, Испания, — на сегодня отстранились от своих мануфактурных предприятий и больше сконцентрировались на приобретении изделий за рубежом, но итальянцам предстоит дать новую оценку имено тем производителям, которые способствуют увеличению степени благосостояния своей страны и могут составить достойную конкуренцию производителям других стран.

Один из активных партнёров Proposte, Миланский институт внешней торговли, высказал ряд любопытных идей. И важнейшая среди них — необходимость активного сотрудничества производителей текстиля с миром моды и дизайна. Этот отрыв между модой на одежду и модой интерьерной докладчик Лаура Лакорте, представляющая Институт внешней торговли Италии, квалифицировала как один из печальных симптомов нашего времени. На сегодня ни дизайнеры, ни стилисты не оказывают достаточной поддержки развитию текстильной отрасли — столь многоступенчатой и сложной. А ведь когда-то те, кто в принципе мог позволить покупать себе богатые ткани, позволял себе эту роскошь для разных целей. Покупалось одно и то же как для одежды, так и для интерьеров, так что мода была универсальной, — само собой, это сокращало число холостых оборотов и выстрелов в воздух.

Другая идея — давняя история узурпированности моды и дизайна… Францией. Попахивает некоторой теорией заговора, но, как бы то ни было, по мнению докладчика именно Франция, начиная с эпохи Людовика XIV начала вытеснять и таки вытеснила Италию с позиции законодательницы мод, перетянув одеяло на себя. Где мировая столица моды? В Париже. Потому что Франция узурпировала этот статус, «…используя для этого все средства, включая свою художественную литературу». Италия постепенно потеряла свои позиции как королевы мод, оказалась в изоляции. Так что, получается, главная нынешняя цель выставки — налаживание ослабших и утерянных связей — не только между собственной модой и интерьерной её епархией. Должны быть более совершенные тандемы: «текстильщик-дизайнер», «текстильщик-текстильщик», «текстильщик-покупатель», и, что особо подчеркнула госпожа Лакорте, «текстильщик-пресса». На выставке, кстати, присутствовало более ста двадцати журналистов со всего мира, им был дан официальный зелёный свет, а экспонентам — рекомендации быть по отношению к представителям прессы предельно лояльными. Что нам, медийщикам, удалось прочувствовать на себе: экспоненты были заметно более открыты, приветливы и словоохотливы, чем в прежние годы

Так что — пройдёмся по стендам, посмотрим, что там нынче и как.

Baumann dekor (Австрия)

Австрийская компания, широко известная в узких кругах высокого и сверхвысокого сегментов, традиционно славится производством интеллигентных и надёжных тканей для гостиниц, яхт, клубов и прочих элитных мест соответствующего ранга — высокого либо сверхвысокого сегментов. Правда, их стенд грешит самоповтором Proposte 2009, но тот, кто позволяет себе самоповторы, точно знает: раз я снова выставляю то-то и то-то, значит, оно пользуется успехом.

Casalegno tendaggi SPA (Италия)

Оформленный в стилизации оригами, с мягкими, интимными подсветками, минималистски-просторный стенд Casalegno tendaggi сразу привлекал внимание: в год своего шестидесятилетия компания хотела выглядеть как достойный юбиляр. И это ей удалось (тем более что чуть в отдалении, за ширмочкой, любой посетитель мог увидеть образцы безупречного текстиля — как обивочного жаккарда, так и гардинных тканей).

Rafael Catala (Испания)

Ещё один юбиляр — хорошо известная в Европе компания Rafael Catala — вообще не стал заморачиваться на новые картинки, повторил то, что не единожды уже показывал миру — и в Черноббьо, и в Брюсселе. Вероятно, так спокойно отнестись к Proposte может лишь истинный ветеран. В силу преклонного возраста (как-никак, 240 лет!) и нажитого авторитета.

Deltracon (Бельгия)

Эта компания — неоднократный номинант Брюсселя (прежде Decosit, ныне Mood — так или иначе жюри выставки выставляло дизайны Deltracon в зале тренд-форума). Всё понимаю: не идёт это у нас в России, и вряд ли в обозримом будущем пойдёт, и всё тут. Но ничего поделать с собой не могу: ноги — сами ведут сюда, к этим бельгийцам, таким горячим творцам экочуда, со всеми их льнами-хлопками, бахромками и перфорированными дырочками. Очень красивые ткани — и на окно, и на подушку, и на кровать. А кроме того, на этот раз Deltracon дополнил свой ассортимент очень интересными аксессуарами, к которым как-нибудь вернусь отдельно.

Devantex (Бельгия)

Добротные велюры, так что — сложно не заметить. Оригинальный дизайн, где традиционная геометрика с лёгкими, женственными контурами обыгрывается цветовыми «подложками» — например, полосой. Броско, но сдержанно. Мягко, но смело. Оксюморон либо парадокс — уже давно командуют и помыкают бельгийским дизайном, и варианты Devantex — очередное тому подтверждение.

Imatex (Италия)

На стенде этой компании, как и прежде, совершали посадку большие гудящие рои посетителей, причём весомую их часть составляли наши соотечественники (тому объяснение — многолетнее партнёрство Imatex со многими российскими дистрибуторами).

Со стенда Imatex, по некоторым тайным признаниям, редко кто уходит «пустым». Вот и на этот раз — обратите внимание на этот якобы потёрто-винтажный, сдержанных оттенков дизайн. У него есть все шансы стать популярным в России.

Jover internacional SA (Испания)

Шторы, жаккарды, принты этой компании — плод трепетного отношения её дизайнеров к традиции. Благородная гамма тканей (хлопок, шёлк, вискоза, полиэстер) отвечает требованиям покупателей самых разных национальностей — от США и Бразилии до Саудовской Аравии и Кувейта.

Мatisse (Франция)

«А почему, собственно, «Матисс?» — спросила я у главы компании, Эрика Мату. И получила мгновенный светский ответ вопросом на вопрос: «А почему, собственно, и нет? Это — мой любимый художник» . Действительно, пуркуа бы и не па, если «дикие», фовистски открытые цвета, размашистые дизайны, выразительная графика — все находки этого производителя гардинной ткани вполне соответствуют философии и стилистике легендарного постимпрессиониста.

De Negri&za.ma (Италия)

Жизнерадостное, по-итальянски лучезарное искусство этого «младенца» (год рождения — 1999) вышло на широкую арену относительно недавно. И сразу было по достоинству оценено знатоками. Как истинные «шелкопряды» (начинали с шёлка), дизайнеры любят натуральный блеск, яркие тона, плавные контуры и — цветы, цветы, цветы. «Главное — творчество и инновации, — говорит Густаво де Негри. — В дизайне главенствует модерн, ну а основа — в основном, на исторической традиции Бурбонов и отчасти — неаполитанских мастеров». Вот такие «история с географией». По сравнению с тем, что компания продемонстрировала минувшей осенью в Брюсселе, раппорты стали крупнее, а цвета — глуше. Но всё равно — какая красота!

Algemene AFW NV (Бельгия)

Живописные многоцветные жаккарды, выполненные в геометрике и этнике, привлекали взгляд. И, надо сказать, интерес оказался взаимным: на этом стенде остро заинтересовались журналом «Мебельный бизнес», так что пришлось один экземпляр оставить им на память.

Para (Италия)

В стане производителей тканей «аутдор» — волна оптимизма в русскую сторону. Лёд тронулся, и в сфере наружного применения текстиля — на дачах, верандах загородных особняков, в летних кафе — обнадёживающие сигналы. Первыми зашевелились наши южные окраины, так что у компании Para появились российские покупатели. Редкое это у нас явление — наружный текстиль. Но, коль уж покупать, то лучшее. А у Para — очень и очень творческие, неустанно ищущие художники. Есть на что посмотреть (не говоря о самых что ни на есть прорывных технологиях, о которых, кстати, надеюсь как-нибудь рассказать поподробнее!).

Quenin (Франция)

В случае с Quenin — один из двух вариантов: дорого или… очень дорого. Их история началась с 1680-го, их клиенты — самые высокие, зачастую коронованные особы, их ткани — раритет, который используют лишь во дворцах, замках и фешенебельных гостиницах. Отдельный экзотический момент: директор по производству Бертран Демайи говорит, что отношения с Россией у компании наладились ещё во времена Екатерины Второй, когда для декорирования одноимённого дворца именно Quenin была выбрана в качестве партнёра!

Ratti d divisione ratti SPA (Италия)

Очень красивый, изысканный стенд. Успокаивает и глаза, и нервы. Радует сердце. Интерьер, в котором приятно и наверняка полезно находиться (тем более что одна из «заморочек» компании — соответствие самым высоким экостандартам).

Эпилог: те же и открытые вопросы

Вилла Эрба — наиболее значимая часть всего микрокосма Proposte. Долгое время она принадлежала семейству Висконти (сперва родителям, а потом — легендарному сыну), сохранила несколько комнат с вещами и фотографиями — самого маэстро, его родителей, родственников и друзей.

Благородные и возвышенные артефакты ампира — кровати, кресла, столы, шкафы. Шёлковая обивка неброских классических расцветок, балдахины, — каждый предмет источает достоинство и покой: кто и когда мог запретить этим людям жить красиво? И как они сумеют разом отбросить всю эту пыль веков, весь этот пахнущий стариной морок, чтобы без оглядки устремиться в будущее? Вопрос открытый номер раз.

Выхожу из виллы, иду к озеру. Причал. Толпимся под дождём толпой. Ждём кораблика-трансфера, который должен нас доставить из пункта в пункт. Косой неумолимый дождь, похоже, усилился; злобный и кривой ветер атакует со всех сторон и ломает зонты — может быть, «сидят в грязи рабочие, промокший хлеб жуют»? — Ничего подобного. Смеются они. Хохочут под ледяными потоками воды, поджимая промокшие и замёрзшие нижние конечности в мокрых сандаликах-балетках. Смеются, дыша на озябшие свои конечности верхние. Половина из них — ещё и без зонтов, а лучшая половина — вовсе в сарафанах, и это — в десять градусов «жары»! Всё чаще приходит мысль, что это не потому они такие непуганные, что климат в целом у них щадящий и нервы крепче, а наоборот — климат у них в целом щадящий ровно потому, что сами они такие непуганные. И нервам своим загулять не дают, и грозить кулаком дождю — не станут ни за что. (Ну разве что чихнут иной раз для отстрастки.) Они — что, зомбированные жертвы пропаганды буржуазных ценностей? Они — что, не понимают, что когда холодно — это вовсе не смешно? — Вопрос открытый номер два.

А следом за ним — возникает и третий: а может, вот это самое обыкновение смеяться под холодным дождём — эффективнейший метод? Секрет выживания? В общем, посмотрим.

Елена Филиппова
Москва — Черноббьо— Москва

 
читайте также 19 декабря 2023 GRAND DESIGN FEST 2023

День дизайнера в Мебельном комплексе «Гранд».


03 февраля 2020 В полном вооружении

16-я международная выставка оборудования и технологий для деревообработки и производства мебели Woodex 2019 состоялась в «Крокус Экспо» в начале декабря.


03 февраля 2020 С акцентом на кухонной зоне

С 19-го по 21 ноября на площадке Экспоцентра проходил Международный форум инноваций в промышленном дизайне Pushka.


03 февраля 2020 Отставить уныние!

Брюссельская выставка — довольно небольшое, в сравнении с крупнейшими европейскими показами, шоу, но весьма эффектное с точки зрения качества представленного дизайна и уровня организации.


02 декабря 2019 Варшава на мировом уровне

Энергия бизнеса в сочетании с творчеством — участники и организаторы Warsaw Home Expo удивили посетителей своим профессионализмом.


02 декабря 2019 Соблюдая внешнеторговый баланс

В спецпроекте APARTAMENTUL #better на румынской выставке показали эталонное оснащение типовой современной квартиры.

Номер вышел в свет