Шик новый. И вечный

Шик новый. И вечный

Главный вопрос, на который отвечает стиль luxury: «Что я готов себе позволить?» Если клиент уверен, что может позволить себе любой каприз, гламурная мода повинуется. Разговор о шике как стилевом направлении можно вести лишь условно: шик всегда крепко-накрепко связан с личными желаниями конкретного заказчика.

У каждой эпохи своё понимание шикарного. Менялись моды, торжествовали разные социальные группы и партии, дешевело золото и дорожала нефть, менялись нормы морали и жилищные стандарты, и всё это накладывало отпечаток на представления людей о «сладкой» жизни.

Сильные мира сего то предпочитали жить скромно, то пускались во все тяжкие.

В разные эпохи символом респектабельности служили и расшитые жемчугом воротники, и трикотажные рубашки-поло.

В нашей стране с люксом долгое время было просто. Понятия «шикарно» и «богато» срослись, как сиамские близнецы, а «эксклюзивно» было уже всё то, что нельзя было найти в отечественных магазинах. В голове у русского человека надолго застрял избыточный гламурный образ: сверкающий стразами и сусальным золотом. Но монструозные представления о королевской жизни и в нашей стране сменяются трезвым осознанием критериев статусности.

Приходит, наконец, понимание свободы, скрытой в необъятном, почти безмерном понятии «шик». Здесь на равных сосуществуют ар-деко, прованс, традиционная классика и контемпорари. Далеко не всегда теперь срабатывает и незыблемый, казалось бы, критерий — стопроцентно натуральные материалы.

Царица полей

Подавляющее большинство состоятельной публики связывает понятие «шикарный интерьер» именно с классикой. Оно и понятно: людям, вкусившим успеха и уверенным в себе, не подобает колыхаться флюгером по велению модных гуру. Респектабельные клиенты заказывают своим дизайнерам интерьеры «вне времени».

Подавляющее большинство состоятельной публики связывает понятие «шикарный интерьер» именно с классикой

Рецепт хорошего дизайна с годами усложняется. Незаметно человечество наделяет предметы вокруг себя всё новыми и новыми атрибутами. Путь от простой деревянной лавки к Тонету и Пантону иллюстрирует наше стремление усложнять структуру вещи: к чистой утилитарности однажды прибавилось желание делать мебель красивую — и возникло резное кресло. А потребность в концептуальном взгляде вызвала к жизни венский стул. Что до современного дизайна, то это новая, ещё более сложная структура, с цитатами и аллюзиями.

Когда дизайнерский предмет становится тотемом, он в известной мере начинает жить собственной жизнью. И, как ни странно, среди зрелых успешных людей далеко не каждый согласен подселить в дом такого «неуправляемого» члена семьи. Им банально нужна мебель без всех этих культурологических подпорок. Качество, удобство и красота — всё, что им интересно.

Когда дизайнерский предмет становится тотемом, он в известной мере начинает жить собственной жизнью

Мы ожидаем от классики того же, что и от одежды Paul Smith, — чтобы сидела по фигуре, чтобы материал был благородный, проверенный временем, а покрой классический, но небанальный, — рассуждает известный российский дизайнер-декоратор Диана Балашова.

Классика привлекает своей недвоякостью, чистотой предмета в его форме и функции, в его приверженности традиции, монолитности и укоренённости. Иными словами, стабильная жизнь испытывает потребность в соответствующих декорациях.

Классика — классикой, но люкс — понятие куда более обширное. Сегодня признаком респектабельности считаются коллекции современного искусства, мебельные уникаты и работы культовых дизайнеров и подающих надежды креаторов.

Сегодня признаком респектабельности считаются коллекции современного искусства, мебельные уникаты и работы культовых дизайнеров и подающих надежды креаторов.

Это новая классика. Она не менее дорога и не менее достойна считаться шикарной.

Синонимы роскоши — премиальный дизайн и премиальные материалы.

Невозможно представить себе по-настоящему люксовый диван, собранный с использованием масс-фурнитуры или обитый купленной на стороне «многосерийной» тканью. Любой производитель дорогих предметов интерьера осознаёт, что статус обязывает его создать объект с нуля. Вся мощь эксклюзивного дизайна проявляется в мелочах — в форме опор, в линии шва, в плавном ходе мудрёных механизмов.

Вся мощь эксклюзивного дизайна проявляется в мелочах — в форме опор, в линии шва, в плавном ходе мудрёных механизмов

Прелесть трендов — в том, что они затрагивают самые укромные «уголки» мира дизайна. По прихоти модных тенденций меняются и «бюджетный» ценовой сегмент, и самый заоблачный люкс. Тренды умудряются втиснуться в рамки самых разных стилей.

Тренды умудряются втиснуться в рамки самых разных стилей

Использование геометрических узоров, шерсть, костюмные ткани, элементы стиля ар-деко, контрастные канты — всё, что может усилить декоративный эффект, естественно, идёт в дело. Но удивительней всего, что в мире шика и роскоши нашлось место даже популярному стилю used look.

Но удивительней всего, что в мире шика и роскоши нашлось место даже популярному стилю used look

Отдельного внимания заслуживают способы обработки материалов.

Отдельного внимания заслуживают способы обработки материалов

Чехлы, связанные из тончайших кожаных шнурков, и стекло, испещрённое по воле дизайнера «соцветиями» сколов, — ответ люксовых брендов и мануфактур, работающих в luxury-сегменте, на всеобщую тягу к «траченности». «Вы хотите грубого и неидеального? — Окей», — соглашаются они и находят красоту в несовершенном, испорченном. Инфернальный вид битых стёкол от Bernard Pictet или комода Henge с ржавыми вставками — отлично показывают, что гламур остаётся гламуром даже в самые проблемные для себя времена.

Инфернальный вид битых стёкол от Bernard Pictet или комода Henge с ржавыми вставками — отлично показывают, что гламур остаётся гламуром даже в самые проблемные для себя времена

Шебби-шик

Но есть и совсем другой шик — недорогой, негламурный, но представительный, нарядный и предельно популярный сегодня: шик потёртый — shabby chic.

Но есть и совсем другой шик — недорогой, негламурный, но представительный, нарядный и предельно популярный сегодня: шик потёртый — shabby chic

Возникшее в 80-х направление набрало невиданные обороты в последние несколько лет. Будто бы много раз перекрашенная мебель выглядит одновременно выразительно, небанально и очень по-девичьи. Здесь переплетаются лёгкое отношение к вещам, философский взгляд на вопросы цены и ценности и осознание значимости времени и истории.

Нежная, женственная «викторианская романтика» — тоже интерпретация ориентира на used look, но в совершенно другом ключе.

Нежная, женственная «викторианская романтика» — тоже интерпретация ориентира на used look, но в совершенно другом ключе

Классические формы, смягчённые белой эмалью, барочный пафос, уравновешенный многочисленными потёртостями и кракелюрами, скромный прованс, легкомысленные цветочные узоры и простенькие «деревенские» клеточки с полосками — неотъемлемые черты стиля «потёртый лоск».

Цветовая гамма: сливочный белый, розовый, лазурный, фисташковый и серый.

Цветовая гамма: сливочный белый, розовый, лазурный, фисташковый и серый

Лихорадит

Мода на жёлтые металлы вернулась. Латунь и золото — матовые и отполированные до блеска — снова в почёте. Красная медь — тоже хит сезона.

Латунь и золото — матовые и отполированные до блеска — снова в почёте. Красная медь — тоже хит сезона

Эти металлы, как ни банально, действительно греют. С ними комфортно и уютно. После засилья стали и хрома тёплый отблеск — как глоток свежего воздуха или, наоборот, как жаркое дуновение в лицо. Мы же все изрядно подмёрзли!

После засилья стали и хрома тёплый отблеск — как глоток свежего воздуха или, наоборот, как жаркое дуновение в лицо

Фокус в том, чтобы не переборщить. Латунь образца 2012 года — хотя и дружелюбная, но всё-такие отрешённая. В первую очередь — из-за сухого, скуповатого дизайна. Вензеля и розаны, обсыпанные позолотой, всё ещё выглядят чрезмерными. Выбор дизайнеров склоняется в сторону чистых функциональных форм. Но главное: фактура металла — она непременно однородная — равномерно матовая или, наоборот, идеально гладкая.

Но главное: фактура металла — она непременно однородная — равномерно матовая или, наоборот, идеально гладкая

Люкс — это всегда неподражаемые ткани, кожа, металл, древесина.

Качество и уникальность — вещи не одного порядка. Мы в последние годы привыкли, что шикарная мебель непременно выглядит экзотично и ярко. Но тотальное упрощение, о котором твердят трендсеттеры всего мира, подкорректировало и luxury-эстетику.

Мебель больше не затянута в яркие шелка и цветную крокодиловую кожу, а на фасады больше не примеряют контрастные мерано и зебрано.

Сегодня дизайнеры предлагают куда более скромные решения: градус переместился в сторону бархата, замши, облагороженных дубов и орехов, а из цветов предпочтение очевидно отдаётся глубоким тёмным колерам: вину, индиго, изумруду. Плюс натуральные оттенки — песок, земля, кожа, терракота. И все ультрамодные маркеры так или иначе находят своё отражение в эксклюзивных, самых что ни на есть шикарных коллекциях премиальных марок.

И все ультрамодные маркеры так или иначе находят своё отражение в эксклюзивных, самых что ни на есть шикарных коллекциях премиальных марок

Фабрики, освоившиеся в высоком сегменте, предлагают клиентам в первую очередь суперэкологичные материалы. Природные масла и красители заменяют обработку химикатами.

Фабрики, освоившиеся в высоком сегменте, предлагают клиентам в первую очередь суперэкологичные материалы. Природные масла и красители заменяют обработку химикатами

Но одновременно с этим, развитие технологий и тренд на бережливое отношение к природе вносят коррективы даже в мир люкса.

Производители и потребители по-настоящему дорогих вещей всё чаще сознательно выбирают «подделки».

Производители и потребители по-настоящему дорогих вещей всё чаще сознательно выбирают «подделки»

Естественные материалы — в силу именно что их природы — не всегда «совершенны», в том смысле, что не найти двух одинаковых листов натурального шпона или двух идентичных кусков камня. Зато человек сегодня может создавать предельно правдоподобные копии, лишённые — в отличие от оригинала — недостатков. Будь то синтетические кожи, не отличимые от натуральных, но стойкие к истиранию, декоративные плёнки — копии шпона, но более равномерные по цвету и рисунку, или линолеум, более приятный на ощупь, чем естественная пробка.

Зачастую выбирать приходится между натуральным и лучшим, хотя в иные времена такая постановка вопроса казалась бы сущим безумием.

Зачастую выбирать приходится между натуральным и лучшим, хотя в иные времена такая постановка вопроса казалась бы сущим безумием

Материалы, разработанные под конкретную задачу, лёгкие и долговечные, ещё дальше отодвигают предел возможностей производителей шикарной мебели.

 
читайте также 07 апреля 2020 «Коронованные» тренды

«Мебельный бизнес» провёл перекличку актуальных тенденций.


06 августа 2019 Indoor как новый outdoor

Взаимопроникновение интерьера и экстерьера в жилой среде — мегатренд с далеко идущими последствиями.


22 апреля 2019 Мяу, кис ми

Персонификация всё сильнее сказывается на всех сферах мебельного производства. Дизайнеры выделяют всё более экзотические потребительские группы — лишь бы выстрелить покупателю в самое сердце. А что способно растрогать больше, чем проявление заботы о тех, кто нам дорог?


29 марта 2019 God, save the Queen

«Богемская рапсодия» подтвердила многомиллионные кассовые сборы четырьмя «Оскарами».


24 октября 2018 Единство противоположностей

В новых декорах коллекции Kronodesign отражена концепция «Гармония контрастов»


18 октября 2018 Lamarty: корпоративная этника

Известная плитная марка одной из первых на российском рынке ответила на возвращение в дизайн-дискурс африканской темы.

Номер вышел в свет