Под колпаком

Трендсеттеры и идеологи дизайна — люди, конечно, своеобразные.

Трендсеттеры и идеологи дизайна — люди, конечно, своеобразные. Одеваются — часто  как фрики, говорят на заумном полуптичьем языке, пропагандируют объекты и решения одно страннее другого. То придумывают гаджеты, основанные на не существующих пока технологиях вроде заряжающихся на воздухе аккумуляторов или телефонов с 3D и голографическими камерами, то, наоборот, в припадке экобережливости пропагандируют всеобщий переход на мебель из куриного помёта, потому как она разлагается без остатка.

Мэтры моды будто специально делают всё, чтобы остаться непонятыми.

«Планета посылает громкое и чёткое заявление. Решительно протестует, нанося стремительные лобовые атаки. Льёт потоки слёз на мир и сотрясает здания и людей, захватывая их и кружа, как мошкару. Земля уже сыта по горло и не намерена терпеть дальнейшие злоупотребления и издевательства. Она изранена и опустошена. Она чувствует себя жертвой группового изнасилования. Она как будто закована в наручники».

Так начинается обзор актуальных тенденций от Лидевей Эделькорт — одной из 25-ти самых влиятельных персон модной индустрии. Эделькорт — живой эталон трендсеттера, владелица крупнейшей сети трендсеттерских бюро, «крёстная мама» многих голландских звёзд дизайна и консультант таких супербрендов как Procter&Gamble, Wella, Coca-Cola, Jaguar, L’Oreal, Nissan, Philips, Seiko, Siemens, Lacoste, Samsung electronics.

Procter&Gamble, Wella, Coca-Cola, Jaguar, L’Oreal, Nissan, Philips, Seiko, Siemens, Lacoste, Samsung electronics.

Неужели производители газировки и спорткаров и впрямь готовы платить за рассказы о земной поруганной чести?

Конечно, нет.

Контракты с любым авторитетным трендсеттером всегда заточены на коммерческую и практическую пользу.

Другое дело, что модным аналитикам, да и дизайнерам в проектных бюро, видимо, приятно слегка поинтриговать. Вот они и окружают свою работу ореолом мистической таинственности, выстраивают вокруг каждого проекта философические баррикады. Будто просто сделать красивый предмет и объяснить, почему он красив, — недостаточно.

Впрочем, будем великодушны. Трудно сохранять здравую самооценку, когда ты одновременно демиург, пророк, философ и товаровед. Трендсеттеры изо дня в день имеют дело с материями исключительно тонкими, но демоническими. Они видят то, чего другие не видят, и умеют управлять тем, против чего все остальные бессильны. Все мы, люди, под модным колпаком, только трендсеттеры и дизайнеры — этажом выше.

У предсказателей тенденций работают одновременно оба полушария, нос, уши, кончики пальцев, причём работают постоянно: настоящие профи не могут позволить себе пропустить даже мельчайшую деталь — есть опасность растерять весь пазл. Там, где простой обыватель не видит ничего интересного, трендсеттер выстраивает сложную ассоциативную цепочку. Даже рядовым скаутам приходится управляться с критическими объёмами информации. Для моды всё имеет значение: геополитика, экономика, культура, погода, спорт, демография, да мало ли что ещё! Дизайн-аналитики 24 часа в сутки заняты тем, что как губка впитывают запахи, образы, новости, курсы валют, «сканируют» людей в транспорте, общаются, наблюдают, щупают и делают себе «зарубки». Но главный их труд — переработать всю полученную информацию и, основываясь на подсказках шестого чувства, дать сигнал — чего захотят люди завтра. А это уже, без иронии, — сверхспособность, достойная гонорара.

За неё и платят «Кока-кола», «Ягуар» и «Сименс».

Под ворохом рассуждизмов трендсеттера всегда лежит готовый инструмент продаж. Примерно как на фотографиях на этих страницах: вычурная overdoze-идея, смягчившись, находит воплощение в массовой, коммерчески успешной мебели. За гарантированный объём продаж можно простить витиеватое словоблудие. А можно и понять: когда оперируешь колоссальным инфо-багажом, когда каждая молекула кажется жизненно важным аргументом перед заказчиком и перед самим собой, человеческого речевого аппарата, пожалуй, и не хватит. Придётся перейти на птичий.

Правда в том, что трендсеттеры видят те процессы, которые мы пропускаем: модная эволюция давно стала фоном человеческой жизни, естественным её состоянием, поэтому мы привыкли к модным переменам, как к собственному запаху, и уже не замечаем их. А ведь каждую минуту все окружающие нас предметы немного устаревают, и рождается какая-то новая, чуть более актуальная мода.

Сроки годности вещей всё сокращаются: машина не считается новой через пару лет, а платье отживает своё за сезон. Сегодня на возраст указывают не дыры, плеши и потёртости, не технологическая отсталость и не следы коррозии, а архаичный дизайн. Да что там! Пожалуй, ни один продукт в мире не успевает нынче по-настоящему морально устареть, прежде чем начнёт банально «немодно» выглядеть. А кому нужны телефон или машина, которые всем своим видом кричат: «Посмотрите, мы из старого каталога!»

Быть одетым по моде так или иначе хотят все. А главное, купить что-то немодное из одежды, например, — задача без преувеличения маловыполнимая. И дело даже не в том, что модные проявления первым делом оказываются у нас перед глазами — на городских улицах, в метро и в рекламе по телевизору. И тем более не в том, что специально обученные люди с неугасающим энтузиазмом изо дня в день рассказывают со страниц журналов, что нынче носят. Просто по-настоящему нелегко найти более-менее крупный магазин, где бы продавалось что-нибудь «нетрендовое». Массовая одежда давно шьётся под диктовку сиюминутных актуальных тенденций и висит в магазине от силы месяц. Короче говоря, не следить за модой сегодня куда труднее, чем быть в мейнстриме. Последние новинки всегда заметны: новенькие авто привлекают взгляд на перекрёстках, женщины в транспорте благоухают актуальными ароматами, а все стены вагонов метро заклеены рекламой хитовых мобильников. И чтобы найти в продаже старенькую кнопочную «Нокию», флакон легендарных некогда «Фиджи» или «Пассат» 98-го, года нужно потрудиться.

Дизайнеры очень любят об этом напоминать. Частый московский гость Карим Рашид обожает рассказывать, что обычный человек за день прикасается к четырём сотням разных предметов, в каждом из которых есть работа одного из коллег Карима. За внешней легковесностью профессии дизайнера скрыта реальность предельно суровая и фатальная: они нас обдурили, взяли в окружение и теперь диктуют свои условия.

Пока мы чурались их, отмахивались от всей этой философской мишуры «концепций» и «легенд», эти милые люди создали с нуля весь мир! И лицензия на наше «завтра» — тоже у них. А значит, надо договариваться.

Но как, если «ураганы, посылаемые разгневанной планетой», не тревожат и не вдохновляют ни на какие креативные подвиги? Выход: или тренировать интуицию, или искать дизайнера-переводчика.

Это не так трудно. Вольный литературный перевод последних тенденций, выполненный кураторами Maison&Objet и HeimTextil, читайте на страницах этого выпуска Trendforum.

 
читайте также 07 апреля 2020 «Коронованные» тренды

«Мебельный бизнес» провёл перекличку актуальных тенденций.


06 августа 2019 Indoor как новый outdoor

Взаимопроникновение интерьера и экстерьера в жилой среде — мегатренд с далеко идущими последствиями.


22 апреля 2019 Мяу, кис ми

Персонификация всё сильнее сказывается на всех сферах мебельного производства. Дизайнеры выделяют всё более экзотические потребительские группы — лишь бы выстрелить покупателю в самое сердце. А что способно растрогать больше, чем проявление заботы о тех, кто нам дорог?


29 марта 2019 God, save the Queen

«Богемская рапсодия» подтвердила многомиллионные кассовые сборы четырьмя «Оскарами».


24 октября 2018 Единство противоположностей

В новых декорах коллекции Kronodesign отражена концепция «Гармония контрастов»


18 октября 2018 Lamarty: корпоративная этника

Известная плитная марка одной из первых на российском рынке ответила на возвращение в дизайн-дискурс африканской темы.

Номер вышел в свет