Лабиринт для креатора

Руководители многих мебельных предприятий из года в год обсуждают одну и ту же тему: «Трудно найти готового грамотного дизайнера по мебели. Где его взять? Как заманить на производство?»

Практика успешного поиска молодых талантов давно выработана и отлажена за рубежом. Дизайнерские конкурсы, которые проводятся в разных странах и, как правило, приурочены к главным отраслевым выставкам, помогают наиболее инициативным ребятам, заинтересованным проявить себя именно в мебельном дизайне, выйти на прямой контакт с фабриками. Контакты эти складываются даже не на выставке, куда производители приходят посмотреть на готовые работы, а гораздо раньше.

Мебельные компании выступают спонсорами и генеральными партнёрами таких конкурсов. Они, например, делегируют своих экспертов в жюри, обеспечивают победителям (или участникам, выбранным по своему усмотрению), практическую реализацию их идей в серийном производстве. Но прежде всего — они знакомят конкурсантов с реалиями рынка: для этого устраивают мастер-классы и обучающие семинары, объясняют конъюнктуру спроса, обозначают технологические задачи, решение которых наиболее важно как для рынка в целом, так и для конкретной фабрики.

Получив такую экспресс-подготовку, погрузившись в живую рыночную практику, о которой в вузе подробно не информируют (а для людей творческих профессий такое погружение — ключевое условие дальнейшей плодотворной работы), молодые дизайнеры выдают на-гора свои творения. И сложно представить, чтобы на дизайнерском конкурсе в Италии или Германии победитель, а то и тройка-пятёрка ведущих работ не попали затем в серийное производство.

У нас — иначе. Проекты часто остаются на бумаге и ложатся на полку, а вкусившие отрезвляющего опыта молодые дарования отправляются по большей части в интерьерные декораторы. И если и проектируют мебель, то — под платёжеспособного частного клиента.

Те конкурсы, которые, по идее, могут и должны служить подкидной доской для начинающих дизайнеров, а также кузницей кадров для мебельных фабрик, в России почему-то практически не востребованы «большой» мебельной промышленностью и мало котируются в профессиональной мебельной среде. К примеру — конкурс Kreata, который проходит вот уже в десятый раз в рамках выставки «Евроэкспомебель». Есть ли у этого мероприятия партнёр, непосредственно занятый в отрасли? Есть. Только это не производитель мебели, а… поставщик мебельных компонентов — компания Rehau.

Мы считаем, что именно такие конкурсы должны делать рынку «инъекцию» свежих идей, — объясняет интерес компании к этому событию Александр Вериго, руководитель стратегического направления «Индустрия» Rehau. — Именно молодые дизайнеры должны способствовать развитию, вдохновляя нас и производителей мебели на новые разработки, на эксперименты с формами, с фактурами, с цветом, а в конечном счёте — на новый уровень дизайнерских решений, а значит, и качества жизни.

Rehau выступает партнёром «Креаты» всего лишь второй год, а уже приобщила к делу и других весомых игроков международного уровня — производителя пластиков Abet Laminati, производителя стёкол и зеркал AGC Glass.

Фирмы-смежники, как видим, прикладывают больше сил для поиска перспективных, способных креаторов, чем мебельные фабрики.

День открытых дверей Rehau по случаю очередного конкурса Kreata прошёл 18 марта в московском Центре современного искусства М’АРС. Студенты дизайнерских и архитектурных вузов побывали на мастер-классе дизайнера Ирины Татарниковой, которая поведала о специфике дизайна интерьера в квартирах небольшой площади. Молодёжь познакомилась с последними тенденциями в области дизайна, со свойствами и особенностями применения материалов от Rehau, Abet Laminati, AGC Glass. Была организована креативная лаборатория по дизайнерскому подбору кромочных материалов к пластикам и ламинатам.

Программа Дня открытых дверей учитывала творческое задание для номинации Rehau «Открытое пространство» в конкурсе Kreata: создание гостиной, объединённой с кухней, в квартире небольшой площади.

В Rehau подчёркивают, что тема творческого задания была выбрана неслучайно: объединение нескольких комнат в одно, более просторное, помещение — актуальный интерьерный тренд. Организаторы заявляют, что небольшая квартира — отнюдь не преграда для превращения «маленькой клетки» в «пространство для жизни», и нынешняя редакция «Креаты» призвана это подтвердить.

Напомним, в прошлом году Rehau раздвигала горизонты представлений о кухнях. Предложенная участникам тема звучала следующим образом: «Кухня нового поколения — дизайн мебели на основе ультрасовременных материалов Rehau».

Вообще номинации «Креаты» охватывают различные виды дизайна. И многие работы выходят за рамки мебельной тематики, как, например, проект Ольги Калугиной (УралГАХА), завоевавший Гран-при в 2010 году. Её «мобильный жилой модуль, работающий на возобновляемых источниках энергии» — мечта путешественников. Победив в конкурсе, Ольга отправилась в Италию — поездка была организована генеральным партнёром конкурса, МТК «Гранд».

Другие лауреаты также получили ценные призы (ноутбуки, графические планшеты, мониторы). Но что ещё более важно, компания Rehau предоставила им возможность доработать свои идеи до промышленных образцов, которые впервые будут представлены в рамках предстоящего 10-го конкурса Kreata: это кухня по проекту Анны Харитоновой (НОУ «НИД») и столик-трансформер по проекту Екатерины Тюриной (НОУ «НИД»).

Чем чёрт не шутит, быть может, в нынешнем году мебельщики дружно придут на стенд «Креаты», чтобы посмотреть на работы участников конкурса?

Артём Васильев

 

вернуться к списку новостей

Номер вышел в свет