Путь от французского к нижегородскому

Объявив грядущий 2010 перекрёстным годом русско-французской дружбы (у нас он будет называться годом Франции, у них — годом России), и мы, и французы решили пойти несколько дальше, чем пара-тройка совместных мероприятий. Планомерное и эффективное освоение российского рынка — вот очередная, истинно наполеоновская задача, решить которую вознамерился французский производитель. И главным своим коньком французы безусловно и справедливо считают непревзойдённо богатую стилистическую гамму. О её особенностях и перспективах рассказывает Жерар Лезе, директор центра развития мебельного дизайна Франции.

Так сложилось, что Франция, колыбель шарма вообще и моды в частности, за последние десятилетия уступила свои позиции. Это не касается её авторитета, который по-прежнему непререкаем, это касается собственно масштабов распространения её продукции на мировом рынке. Приходится констатировать, что, например, наши мебельщики уступили место итальянцам: в России и выставки итальянского мебели, и собственно продажи мебели идут значительно активнее, чем продукта, сделанного во Франции. Такова, возможно, особенность менталитета: мы чуть более интровертны, так что долгое время сосредоточивались на внутреннем рынке. Так, для поддержки и развития мебельного дизайна во Франции создано объединение — Esprit d’en France («Дух Франции»). Ему (то есть — нам) тридцать лет, причём многих молодых и талантливых дизайнеров у нас полностью финансирует государство. В этом смысле нам завидуют многие — в частности, итальянцы: у них такой поддержки нет, приходится рассчитывать на свои силы. Ну а сейчас, в условиях кризиса, развитие и пропаганда французского стиля приобретают статус государственной экономической стратегии, и это неудивительно: для нас, французов, красота, шарм, изящество — некая основная, всепроникающая идея. То, что питает умы и сердца, формирует образ жизни. Смею предположить, что мы в этом смысле уникальны. Время идёт, на смену старому приходит новое, но старое при этом ни в коем случае не выбрасывается, для французского художника оно — основа, архив, банк данных. Если хотите, закваска. Новое не уничтожает ничего из того, что было раньше. Оно впитывает, комбинирует и манипулирует всем историческим и эстетическим опытом.

Первое и главное из существенных отличий истинной «французскости» — разнообразие. Страна наша, по сравнению с Россией, небольшая, но её регионы не имеют между собой ничего общего, каждый бережёт своё уникальное и неповторимое лицо. Разница эта очевидна и в пейзажах, и в архитектуре, и в кухне. Даже производитель сыра, подмешивая в свой неповторимый продукт какой-то ингредиент от соседа, отдаёт себе отчёт в том, для чего именно он это делает. И сыр от этого только выигрывает, не теряя традиционных, базовых характеристик. Что же до области собственно дизайна, то на сегодня у нас можно насчитать сильно за двадцать стилей — четырнадцать традиционных региональных и более десятка современных.

Немаловажен и такой признак, как упорядоченность. Архитектура, сады (например, Люксембургский или же Версальский ансамбли) — это чёткие линии, симметрия, выверенность пропорций. Далее следует отметить гуманизм. Гуманное, уважительное отношение ко всякому человеческому существу — это не пустые слова: со времён эпохи Просвещения гуманизм стал неотъемлемой частью французского менталитета. Ещё одна характерная черта — это люкс. Шик. Шарм. Иначе говоря, роскошь. В общем списке наших ремёсел более двухсот тех, что непосредственно задействованы в области люкса, причём существенная их часть — это область реставрации, что свидетельствует о том бережном отношении к старине, про которое я уже говорил.

Амбициозность (не путать с честолюбием!) — ещё один наш отличительный признак. Желание собственно славы, конечно, не чуждо французским мастерам, но куда важнее — сделать нечто особенное, выходящее за рамки привычного. Иногда случаются, впрочем, некоторые перехлёсты, но это зачастую обусловлено ещё одним чисто французским свойством — чувством юмора. Вот свежий пример: один наш дизайнер придумал оригинальное кресло. Традиционных людовиковских форм и винтажной расцветки, ничего выдающегося, если не считать того, что сзади это кресло водружено на колесо, а спереди к нему придёланы две рукоятки-оглобли. Кресло-тачка, дачный, в общем-то, вариант: его можно элегантно подхватить за эти ручки и легко перекатить с места на место, а заодно и развлечь сидящего в нём пассажира.

Так вот, показали мы это кресло японцам — те насторожились, покачали головами и мягко, но твёрдо отказались даже попробовать присесть. Побоялись. Так что остроумная идея кресла-тачки пролетела мимо.

В отличие от японцев русские куда менее консервативны, у нас с вами в этом смысле много общего в психологическом и эстетическом планах. К тому были и, надеюсь, остаются серьёзные историко-психологические предпосылки (вспомним восемнадцатый-девятнадцатый века, когда активно шло становление российской дворянской культуры — архитектура, живопись, литература: не правда ли, происходило это под серьёзным французским влиянием?). И традиционный интерес русского человека к классике во всех её проявлениях — обнадёживает: всепобеждающая стилистика наших Людовиков воспроизводится повсюду широко, регулярно и вариативно, при этом интерес к ней не гаснет. Сегодня, кстати, стилистический тон повсеместно задают не первые лица государства, а короли и королевы дизайна. Кому теперь придёт в голову сказать «стиль а-ля Саркози»? Или дизайн «по-обамски»? Вместо них звучат иные имена: Пако Рабанн, Хьюго Босс, Карл Лагерфельд, и об этих персонажах можно смело говорить, что они — граждане мира.

Глобализация постепенно подвела нас к тому рубежу, за которым мы явственно различаем некие универсальные, общемировые тенденции — такие как экспериментальный дизайн (некоторые полимерные материалы могут, например, сами «затягивать раны»: с вечера на поверхности была царапина, а утром её уже нет); хай-тек, символизирующий слияние моды и техники — некоторые нетканые материалы, например, режут лазером, а они сами стягиваются на месте разреза; сочетание цвета и природных форм, отсутствие углов (я называю эти формы «расплющенными»); дизайн же массового потребления сориентирован в первую очередь на корпоративные нужды, тут можно смело говорить о слиянии маркетинга и дизайна; отовсюду наступающая этника, что объясняется естественным противодействием глобалистической тенденции; ну и, пожалуй, самый популярный из европейских городских стилей — неоклассика, пришедшая на смену популярному в 80-е годы необарокко.

Всё сказанное выше применимо к интерьерному текстилю: мало кто сегодня спорит с тем, что лицо и статус мягкой мебели определяет, безусловно, обивка. Наш традиционно ткацкий регион — Лион и его окрестности — испытывает необходимость в новых рынках сбыта. В этом смысле многие с надеждой смотрят на Россию, но каких-либо серьёзных шагов к консолидации и совместной экспансии, в отличие от мебельщиков, текстильщики пока не предпринимают — это при том, что и традиции Франции, и её технологии, и стилистика никак не беднее итальянских. Это лишь пока. И если итальянский мебельный текстиль весьма популярен в российском высоком сегменте сегодня, смею предположить, что завтрашний, максимум послезавтрашний день — за Францией. В этом деле немаловажна регулярная и грамотная пропаганда, достойная самопрезентация. Полагаю, наступающий 2010-й положит этому начало.

 
читайте также 07 апреля 2020 «Коронованные» тренды

«Мебельный бизнес» провёл перекличку актуальных тенденций.


06 августа 2019 Indoor как новый outdoor

Взаимопроникновение интерьера и экстерьера в жилой среде — мегатренд с далеко идущими последствиями.


22 апреля 2019 Мяу, кис ми

Персонификация всё сильнее сказывается на всех сферах мебельного производства. Дизайнеры выделяют всё более экзотические потребительские группы — лишь бы выстрелить покупателю в самое сердце. А что способно растрогать больше, чем проявление заботы о тех, кто нам дорог?


29 марта 2019 God, save the Queen

«Богемская рапсодия» подтвердила многомиллионные кассовые сборы четырьмя «Оскарами».


24 октября 2018 Единство противоположностей

В новых декорах коллекции Kronodesign отражена концепция «Гармония контрастов»


18 октября 2018 Lamarty: корпоративная этника

Известная плитная марка одной из первых на российском рынке ответила на возвращение в дизайн-дискурс африканской темы.

Номер вышел в свет
www.kedrcompany.ru
Реклама