В дизайне, как в экономике, на долгоиграющие макротренды всегда наслаиваются «тихие» волны, задающие модную планку лишь на один-два сезона. В первую очередь, речь о цветах и фактурах. Если материалы в рамках одной тенденции не меняются пятилетиями (например, экотренд до сих пор предписывает использовать лишь натуральное или «зелёное», переработанное сырьё), то способы их обработки, методики окрашивания и палитра меняются каждый сезон (скажем, шерсть может быть представлена хоть в виде вязаного полотна кирпичного цвета, хоть грубого войлока оттенка «ультрамарин» или бесформенного тюка белой пряжи, свисающей «гривой» с диванного каркаса).
Точно так же упругие, распластанные вдоль пола диваны-монолиты и изящные кушетки на тонких ногах не покидают трендовых «методичек» много лет, тем не менее, от сезона к сезону мебельные супер-бренды умудряются представлять яркие новинки на злобу дня. Пару лет назад модным маркером-микротрендом были контрастные канты и молнии, ещё раньше — «этника» и принты «арлекин», сегодня — «накидки» и перетекания цвета.
Большие витки модной спирали сменяют друг друга по законам времени, накатывая и отступая ровно тогда, когда покупатель устанет от привычного стиля. В этих переменах царят порядок и логика, а значит их легко предсказать.
Сиюминутные модные всплески, наоборот, во власти случая. Их подхлёстывают повседневные события, они могут возникнуть из простого стечения обстоятельств, из всеобщего интереса к новой технологии, из яркого проекта неизвестного дизайнера или выходки медийной звезды. Поэтому уследить за кратковременной модой, предвосхитить её могут лишь те специалисты, что с головой погружены в поток жизни. Быть коммерческим дизайнером — значит быть любознательным.
В этом смысле наши западные коллеги, конечно, более детально формулируют для себя, что интересно покупателю именно сегодня. Между тем всё больше отечественных производителей задумываются, какое колоссальное преимущество дают микротренды — как возможность «отстроиться» от конкурентов, используя лишь несложные, недорогие для производителя, но чрезвычайно соблазнительные для покупателя «приманки».
Тем более, что российская аудитория не так избалована, как европейская. В условиях модельной унификации (когда фабрики по всей стране много лет производят похожие, как две капли воды, диваны) покупателю не приходится требовать, чтобы производитель подгонял свой ассортимент под оттенок говяжьей вырезки на платье Леди Гаги.
Наш покупатель будет рад уже и тому, что мебельщик добавил в ассортимент обивку модного оттенка, точь-в-точь того самого, что уже третий месяц окрашивает витрины одёжных магазинов города.
Авторская мебель становится ярче, усложняются оттенки, дизайнеры проще соглашаются на эксперименты с палитрой. Дошло до того, что в этом сезоне многие производители мебели позволили себе заменить в коллекциях жёлтый и бирюзовый текстиль («мастхэвы» прошлых лет) на розовые обивки.
Элегантные сочетания «белил» и «румяного персика», «шоколада» и «клубничного кефира», серого и «английской розы» за год вернули доверие, потерянное ещё в двухтысячных.
Мебельщики готовы играть не только с цветом. Всё чаще креаторы прибегают к необычным способам окрашивания тканей.
Самые заметные новинки в экстравагантных обивках презентует итальянская Moroso. В последней коллекции бренда: рестайлинг кресла Clarissa Hood и диван Blur Sofa. Обе модели «раскрашены» в модной технике «деграде», популярной у фэшн-дизайнеров.
Компания Saba Italia ещё в прошлом сезоне ввела в ассортимент софу Mantilla. По задумке автора проекта Эмилио Нанни, обаятельный диван имеет накидку — пошитую по фигуре мантию.
За витавшую в воздухе идею ухватились и другие компании. Экспериментов с разными «покрывалами» накопилось достаточно, причём каждый следующий дизайнер раскрывает идею по-своему. Например, переиздание классики — кожаный диван Alfred special edition — выглядит полной противоположностью уютной «Мантилье»: он грубоват и нарочито небрежен.
А дизайнерская сложносочинённая кушетка Serenissima от Moroso и вовсе вышла похожей на застеленную восточными коврами раскладушку.
Сразу несколько компаний в этом сезоне представили диваны, будто обложенные по периметру перинами. Больше всего шума наделал диван Husk, яркий релиз B&B Italia от Патрисии Уркиолы.
Ранее дизайнер уже создала для бренда кресло-подушку и кровать с тем же названием.
Диван состоит из ряда объёмных пухлых элементов, которые образуют не только сиденье, но и одинаковые по высоте гибкие спинку и подлокотники.
«Прелесть таких диванов в том, что вы не просто садитесь, а погружаетесь в них целиком. Мягкие подушки обволакивают, прикрывают вас со всех сторон, согревают и создают чувство защищённости. В то же время, высота мягких «ограждений» недостаточна, чтобы совсем отсечь вас от мира», — рассуждает Уркиола.
Ещё один микро-тренд, лишь укрепившийся в этом сезоне: рамные, решётчатые основания вместо привычных ножек.
Например, известный немец Константин Грчик разработал для Magis целую коллекцию Traffic, все элементы которой похожи то ли на старое медоборудование (стоматологические кресла и массажные кушетки), то ли на клетки для птиц.
Хайме Айон для той же Magis спроектировал серию кресел и стульев Piña. В испанской интерпретации металлическая сеть выглядит уже не как клетка, а как большое гнездо.
Кроме выразительных красок и мистических перетеканий, захватывающих всю поверхность мебели, дизайнеры берут на вооружение цифровую печать на ткани. Бунтарские фото-обивки — визитная карточка Diesel. На прошедшем в мае Миланском салоне под заголовком Punk is dad (практически «Мама-Анархия») мебельное подразделение фэшн-бренда представило сразу несколько «принтованных» мягких проектов: диваны Gimme Shelter и Sister Ray, а также кресло Cloudscape.
29 января 2015 (№134)
«Мебельный бизнес» провёл перекличку актуальных тенденций.
Взаимопроникновение интерьера и экстерьера в жилой среде — мегатренд с далеко идущими последствиями.
Персонификация всё сильнее сказывается на всех сферах мебельного производства. Дизайнеры выделяют всё более экзотические потребительские группы — лишь бы выстрелить покупателю в самое сердце. А что способно растрогать больше, чем проявление заботы о тех, кто нам дорог?
«Богемская рапсодия» подтвердила многомиллионные кассовые сборы четырьмя «Оскарами».
В новых декорах коллекции Kronodesign отражена концепция «Гармония контрастов»
Известная плитная марка одной из первых на российском рынке ответила на возвращение в дизайн-дискурс африканской темы.