Новые времена

Производство мебели сделало колоссальный шаг вперёд за последние пять-десять лет. Индустрия старается успеть за темпом жизни покупателей.

Журнал «Мебельный бизнес» — рубрика TrendForum №132

Человеку, привыкшему, что вся техника в доме включается с пульта, а личное авто шлёт sms-сообщения, всё трудней продать диван, раскладывающийся вручную. По идее, рядовым наполнением современной мебели должны быть встроенные сервоприводы, светодиоды и док-станции для электронных устройств.

Все последние годы конструкторы мебели всё увереннее двигались в сторону высоких технологий. Дизайнеры же «тянули» в другую сторону — поближе к природе и простоте. Хайтечные внутренности они норовили прикрыть какой-нибудь нарочито грубой «мешковиной» или сучковатым деревом.

Но мы все ещё помним мебельную моду 2000-х, доведённую до своего абсолюта в футуристических проектах Карима Рашида и Захи Хадид. Прозрачные пластиковые диваны и белоснежные комоды из кориана, поражавшие воображение. Казалось: вот-вот, и мы действительно начнём жить в домах-НЛО и летать на работу в гравикапсулах.

Мебель этого периода выглядела так, будто в каждом табурете замурован процессор или хотя бы электродвигатель. Хотя по-настоящему «прокачанных» объектов были единицы, и стоили такие продукты непомерно дорого.

Сегодня «умная» начинка сидит-таки и в диванах, и в шкафах (светодиоды уж точно установлены в любом, даже бюджетном «корпусе»). Однако, как ни парадоксально, с точки зрения внешнего вида, мебель стала гораздо более примитивна.

Новейшие технологии, питавшие отрасль последние десять лет и изменившие до неузнаваемости наш быт, оказались в эстетической опале.

Любители проводить параллели между модой и экономикой быстро нашли объяснение анти-технократической кампании трендсеттеров.

«Явный «экологический» пафос, восторжествовавший в актуальном дизайне — результат экономического кризиса, — отрапортовали они. — Оказавшись у разбитого корыта, разочарованные, неуверенные в завтрашнем дне люди кинулись искать вокруг себя непреложные, устойчивые ценности. Вышло, что земледелие, исконный быт и идея единения с природой востребованы больше, чем прогрессистская философия. Ругать прогресс (не отказывая себе, тем не менее, в возможности пользоваться его благами) стало даже модно».

Комиссия по реабилитации

Журнал «Мебельный бизнес» (№8, 132, 2014) — рубрика TrendForum

Однако тренд меняется на глазах. Стоило чуть-чуть выправиться глобальной экономике, стоило вновь возникнуть перспективам и надеждам на будущее, появился запрос на здоровую, конструктивную концепцию моды завтрашнего дня.

Теперь на вопрос: а что у нас есть, чтобы вернуть гармонию в отношения человека и природы, человека и человека? - мы тут же даём себе ответ: только наука.

Сезон 2014/2015 начался с заявления, важность которого ещё предстоит оценить. В феврале специалисты Heimtextil включили в трендбук, приуроченный к выставке, целую главу, посвящённую синтетике и цифровой печати на полотнах. И посчитали нужным отметить достижения в области производства мебельных тканей.

Индустрия обивочных материалов связывает надежды на будущее с полиуретановым волокном и нейлоном. Поиск альтернативных составов, изобретение новых ткацких методов, обширные изыскания в области переработки вторсырья сделали искусственные войлок, кожу и синтетический трикотаж полноценными конкурентами натуральных материй. Гибридные и искусственные ткани выглядят, шуршат, греют и, кажется, даже пахнут, как «настоящие». При этом синтетика лишена известных «болезней» естественных материалов: эрзац не вытирается, не впитывает запахов и держит форму.

Сегодня практически закрыт вопрос экологичности производства такого рода сырья. На крупнейших ткацких предприятиях внедрены «зелёные» методики, позволяющие повторно использовать измельчённый полиэтилен. Ещё вчера казавшаяся утопией, идея превращать одноразовые стаканчики, пробки от бутылок и дырявые пакеты в полотно искусственной шерсти, воплощена европейскими текстильщиками.

Влагостойкая, не подверженная выцветанию ткань, вместе с тем мягкая и гибкая, произведённая из переработанного мусора, — реальность, доступная нынешнему мебельщику.

Модный отчёт франкфуртских экспертов — это рассказ о том, что технологии делают природу лучше, чем она есть. Однако прогнозисты Heimtextil подняли и другую тему. Они аккуратно дали понять: не только в производстве, но и в эстетике период «зелёного» самоуничижения вот-вот подойдёт к концу. Человека, морально склонившегося перед природой, добровольно запертого в лесной хижине, смещает современный горожанин, хоть и готовый жить в ладу с планетой, но связывающий своё — и планеты — благополучие с развитием химии, генетики и цифровых технологий. А значит, в мебельную моду возвращаются пикселные рисунки, перетекания, «деграде», насыщенные абстрактные орнаменты и фотопринты. Это также значит, что на фоне спокойной палитры уверенно выступают оттенки неоновой гаммы.

Идея, сформулированная в начале года немецкими текстильщиками, к сентябрю выкристаллизовалась в полноценный тренд-манифест. Яркая, концентрированная, эклектичная экспозиция inspirations, представленная на осеннем Maison&Objet в Париже, была уже полностью посвящена цифровым технологиям, интернет-коммуникациям и авангардным экспериментам.

Французская революция

Журнал «Мебельный бизнес» — рубрика TrendForum №132

Парижский декораторский салон — безусловно, одна из влиятельнейших площадок среди интерьерных шоу. Тренд-зоны, которые французские эксперты-интерьерщики готовят к зимней и осенней сессиям выставки, давно заслужили доверие профессионалов.

На этот раз резиденты Maison&Objet Элизабет Лериш (владелица бюро Elizabeth Leriche), Венсан Грегуар (Nelly Rodi) и Франсуа Бернар (Croisements), чтобы поделиться последними тенденциями в дизайне, предпочли воспользоваться кнопкой Share. Прямая отсылка к популярной социальной сети facebook появилась в названии всей трендовой концепции Maison&Objet, а значит, и в заголовке трендбука.

«Сегодня человек не просто общается с миром вокруг. Вдумайтесь, мы по несколько раз на дню отправляем сигналы в космос и получаем ответ. Трудно вообразить? Вместе с тем, мобильные телефоны и спутниковый интернет — обыденная реальность любого из нас. Техника, дающая человеку такие колоссальные возможности, заслуживает своего поэтического переосмысления, — объясняет выбор организаторов выставки Франсуа Бернар. — Технологии не разрушают старый мир, они дают нам перспективу. Завтрашний день непременно будет отличаться от сегодняшнего, как сегодняшний от вчерашнего. Однако это не значит, что нужно изо всех сил противостоять переменам. Прогресс не бездушен, цифровые технологии рождают не менее живую, тёплую и доброжелательную атмосферу, чем офлайн-действительность. Уже сегодня естественная «народная» архитектура интернет-сообществ порождает свежие, обаятельные формы творчества».

Журнал «Мебельный бизнес» — рубрика TrendForum №132

Цифровой масс-культ складывается из видеоигр, мемов, графики, музыки и частных фотографий. Эти забавные интерактивные миры наполняют нашу повседневность, делают жизнь чуть более гуманной. Информацией может стать всё что угодно: новости, плейлисты, фотографии детей, завтраки в кафе и митинги на центральных площадях. И вы не знаете наверняка, что из этого никогда не пригодится.

Отдельная тема, поднятая французскими гуру, — влияние современных технологий и интернета на привычный рынок.

«Facebook, Instagram и Twitter — давно не просто площадки для обмена мнениями, новостями и актуальными фото. Эти порталы уже сегодня меняют политику и всерьёз претендуют на то, чтобы изменить экономические отношения. В недалёком будущем количество «перепостов» и число «лайков» в социальной сети будут определять цену товара», — уверяют они.

Эксперты предрекают, что рано или поздно товарно-денежные отношения вовсе могут перестать существовать. На смену обороту валюты и вещей придёт взаимовыгодный обмен информацией.

Журнал «Мебельный бизнес» — рубрика TrendForum №132

«Если у вас дома есть персональные 3d принтер и 3d сканер, — рассуждают они — вам не нужно идти в магазин, например, за новым платьем. Напротив, всё, что требуется: снять с себя мерки, отсканировавшись в полный рост, заглянуть в онлайн-примерочную на сайте продавца, подобрать подходящие фасон и размер наряда из галереи: техника сама посадит костюм по фигуре вашего цифрового аватара. Вместо оплаты можно будет оставить отзыв, повышающий рейтинг магазина или дизайнера. Дальше вам на электронную почту «падает» файл с платьем, вы его распечатываете на принтере, и всё — сделка завершена». Кстати, примерно так же французы предлагают поступать и с мебелью.

Ближе к реальности

Романтический прогрессистский заряд, неожиданно продемонстрированный в этом году западными «охотниками за трендами», судя по всему, иссякнет теперь не скоро. Для рядового товаропроизводителя провозглашённая смена курса значит, по-видимому, следующее: ближайшие несколько лет мы будем всё больше ориентироваться на технологичные материалы и наукоёмкие методы обработки. Пришло время оценить возможности, которые открываются перед мебельной индустрией.

Пожалуй, самый очевидный прорыв в отрасли может быть связан с развитием аддитивных (от англ. add — добавлять) технологий, в том числе 3d-печати. Интересно, что Россия с недавних пор числится в авангарде государств, поддерживающих эту тему. Мы являемся единственной страной в СНГ, где идея продвижения модной технологии поддержана на уровне чиновников от образования.

Дело в том, что в начале этого года Минобр Московской области учредил тендер на поставку полупрофессионального 3d печатного оборудования в подмосковные школы. «Нынешние пятиклассники — это те специалисты, что будут двигать производство через десять-пятнадцать лет. Конечно, мы заинтересованы в том чтобы завтрашние инженеры, технологи, проектировщики получили доступ к актуальными технологиями ещё в школе, — пояснили в министерстве. — Поскольку речь о детях, главными условиями тендера были простота и безопасность».

Оксана Орлянская

маркетолог компании Fabbers

«История с установкой оборудования в подмосковных школах как-то прошла незамеченной, хотя, по правде, это настоящее событие, — настаивает Оксана Орлянская, маркетолог компании Fabbers, выигравшей тендер на поставку принтеров. — Наш случай показывает, как важно, чтобы «наверху» время от времени принимались волевые решения. Вся техника уже на местах, мы привезли и смонтировали оборудование весной. Летом специалисты нашей компании занимались подготовкой учителей, объясняли как работают принтеры, знакомили с техникой безопасности».

Хотя формально машины полупрофессиональные, на них можно выращивать полноценные сложные структуры. Осваивать технику школьники должны постепенно. В формате факультатива их сначала научат просто распечатывать модели из 3d-библиотеки. С этой задачей, по задумке педагогов, справятся и пятиклашки. В старшей школе будут преподавать полноценное моделирование в популярных программах редактирования трёхмерной графики.

Журнал «Мебельный бизнес» — рубрика TrendForum №132

С аддитивными технологиями свои ожидания связывают не только подмосковные учителя и специалисты Maison&Objet. Проекты мебели, напечатанной на принтере, представляют сегодня десятки дизайн-бюро.

Буквально в июне сотрудники французской мастерской Drawn презентовали коллекцию кресел и журнальных столиков. Инженеры Philips показали серию выращенных на принтере светильников в середине апреля. А в марте члены группы Factum Arte воссоздали с помощью 3d печати несколько предметов мебели с изощрённых гравюр итальянского архитектора Джованни Баттиста Пиранези — к открытию выставки его творчества.

«Трёхмерная технология печати открывает грандиозные возможности, — поделился своим мнением куратор выставки Джерзи Дж. Киеркус-Белински. — С её помощью можно копировать не только хрупкие произведения искусства. Теоретически, мы можем создать 3d-библиотеку культурных памятников и воссоздавать их при необходимости».

Журнал «Мебельный бизнес» — рубрика TrendForum №132

Как только началось бурное развитие индустрии персональных 3d-принтеров (бум случился несколько лет назад, хотя сама техника известна с восьмидесятых), дизайнеры загорелись идеей выращивать мебель целиком и «с нуля».

«У этой идеи до сих пор есть сторонники, — комментирует модный тренд Оксана Орлянская. — Скажем, инженеры из бюро BigRep недавно разработали специальную машину для этих целей: принтер достаточно крупный, чтобы послойно вырастить стол. Но, боюсь, технология нецелесообразна. При нынешнем уровне развития бытовой 3d-печати выращивание одного предмета мебели занимает слишком много времени. Куда выгоднее печатать отдельные элементы и детали».

По такому принципу пошли дизайнеры студии Minale-Maeda, спроектировавшие разъёмы Keystones. Проект, представленный на i Saloni 2014 включал лишь набор пластиковых креплений. Остальные составные части столов и стульев — обычные доски и бруски — клиенту предлагалось докупить в ближайшем DIY-магазине.

Культовый дизайнер Филипп Старк тоже предпочёл перепоручить часть работы покупателям. Этим летом он анонсировал открытие шоу-рума TOG, где любой желающий сможет трансформировать базовый предмет мебели с помощью отдельных элементов, напечатанных в 3d.

В перспективе эта идея кажется наиболее удобной для тиражирования. Объёмная печать экономически оправданна при малотиражных сериях, при выращивании прототипов и изготовлении мебели по индивидуальному заказу. Печатать на принтере однотипные элементы нецелесообразно: привычный конвейер дешевле. Зато в условиях, когда от раза к разу приходится создавать новый предмет, преимущества объёмной печати становятся очевидны.

Эта технология могла бы, вероятно, стать подспорьем для крупных фабрик в условиях модного «индпошива». Запрос на персонификацию и кастомизацию мебели только усилится в ближайшие несколько лет. И, судя по всему, даже самые массовые производства вынуждены будут задуматься об индивидуальных проектах.

Журнал «Мебельный бизнес» — рубрика TrendForum №132

Гипотетически, разработку 3d-библиотеки дополнительных элементов может позволить себе любая компания: это совсем не то же самое, что налаживать производство новых деталей на промышленном предприятии. Пусть фабрика выдаёт базовые модели. Клиент всегда сможет «улучшить» покупку сам, скачав с цифрового «склада» необходимые лично ему аксессуары. Распечатать заказ можно будет, например, в центральном шоу-руме города: теоретически это возможно уже сегодня. Цена полупрофессиональной 3d-машины сопоставима со стоимостью одного дивана, а с ПО большинства устройств справится и рядовой консультант мебельного центра.

Такая 3d-студия при магазине — ещё и мини-центр по работе с рекламациями. Если претензии клиента не такие существенные, чтобы менять покупку целиком, на принтере всегда можно «перепечатать» некондиционные части. Выращивать деталь на месте и не связываться со сложной логистикой — заманчивая мечта. «Но главное, вы всегда можете растопить неудавшийся или надоевший образец, снова сформировать из расплава нить и напечатать новый предмет», — подводит итог Оксана Орлянская».

Рядовой настольный принтер сегодня может печатать не только пластиком. Состав «чернил» пригодных для персональных устройств, может существенно отличаться. Один и тот же агрегат будет создавать и мебель, и пирожные, достаточно заправить съедобный «картридж» или установить кассету «под дерево».

Печатные составы на основе древесного порошка популярны именно для выращивания предметов интерьера. Так же, как и пластики, эти композиты поставляются в виде бобин печатной «нити» заданного диаметра. Но, в отличие от обычных составов, плавкое «дерево» действительно содержит измельчённую стружку. Так, например, рецептура самой ходовой марки деревянных 3d-чернил LayWood включает 40% перемолотых опилок. По словам специалистов, этого достаточно, чтобы свежие распечатки из подобных материалов «пахли, как дерево, выглядели, как дерево и были похожи на дерево на ощупь».

Журнал «Мебельный бизнес» — рубрика TrendForum №132

Прогресс не только даёт толчок к возникновению новых материалов и методик, но и меняет традиционные технологии создания мебельных компонентов.

Ольга Нестерова

менеджер отдела корпоративных связей и маркетинга OOO «шаттдекор»

«Способ глубокой печати декоративных бумаг, казалось бы, совсем не изменился за прошедшие десятилетия, — рассказывает Ольга Нестерова из «Шаттдекор», — однако новые технологии уверенно вошли и в нашу сферу. Сегодня нарезка печатных форм производится с помощью лазера, предварительный выбор декора и подбор цвета можно сделать на компьютере, а результат этого выбора — смоделировать в виртуальной комнате. На любой поверхности, будь то мебельный фасад, декоративная настенная панель или напольное покрытие, можно получить персональное изображение. Оптические и тактильные эффекты создаются до и во время печати, а также при последующей обработке поверхности.

Мы можем с уверенностью утверждать, что это только начало. В прошлом году на выставке Interzum 2013 специалисты «Шаттдекор» попробовали заглянуть на несколько лет вперёд. На своём стенде мы показали, какими могут быть мебельные декоры завтрашнего дня: плёнки, меняющие рисунок, в зависимости от температуры, светочувствительные поверхности. Нас ждет интересное будущее, осталось только немного подождать.

Зато последнюю разработку компании «Шаттдекор», пленки smartfoil EVO, которые производятся на уникальном для всей отрасли оборудовании, можно будет увидеть уже в октябре на выставке Sicam в Порденоне или у нас на «Мебели» в ноябре.

Журнал «Мебельный бизнес» — рубрика TrendForum №132

Пленки smartfoil EVO производятся методом электронно-лучевого отверждения. Это означает, что лакирование производится сразу после печати на той же линии, а лаки отверждаются не воздухом, а с помощью электричества. От других финиш-пленок их отличает высокая устойчивость и синхронные поры, а от продуктов конкурентов — ширина полотна 2,75 м».

Одна из последних разработок в области декоративной печати — техника цифрового подбора цвета. Новый метод позволяет подобрать оттенки будущего мебельного декора в специальной программе и распечатать, не отходя от компьютера. Технология выгодно отличается и быстротой, и оптическим качеством. Но главное ноу-хау, которое делает систему актуальной, — это применение тех же цветовых пигментов и бумаги, что и при глубокой печати. Образцы, напечатанные с использованием «штатных» колеров, дают клиенту полное представление о будущем декоре.

Журнал «Мебельный бизнес» — рубрика TrendForum №132

Ведущие производители бумаг и финиш-плёнок внедрили технологию на своих европейских фабриках. Например, клиенты «Интерпринт» сегодня имеют доступ к станциям цифрового подбора цвета, организованным на немецком и малайзийском предприятиях концерна, а также в итальянском сервисном центре «Интерпринт».

Важное открытие должно состояться и в России. Монтаж системы цветового подбора ведётся на предприятии в Егорьевске. Клиентам сервис станет доступен с ноября.

Журнал «Мебельный бизнес» — рубрика TrendForum №132

Алексей Мезенев

коммерческий директор компании «Интерпринт»

«Процесс обработки цифровых данных очень прост. За небольшое время можно создать множество цветовых вариантов и сделать пробные запрессовки. У нас на предприятии заказчик сможет принять участие в подборе цвета (при необходимости — непосредственно у компьютера) и сразу выбрать нужный. Такой образец не подвержен влиянию фактора метамерии, что даёт возможность намного более точно оценить цвет, чем при цифровой печати на фотобумаге и с другими пигментами».

Микеле Каньято

президент бюро Material ConneXion Italia

«Material ConneXion Italia занимается исследованиями рынка уникальных комплектующих уже много лет, — презентует свою компанию президент Микеле Каньято. — Ежегодно мы пополняем свою коллекцию образцами тканей, шпона, эмалей, керамики и других инновационных материалов. Реальный выбор декоративных возможностей, открытых перед производителями, занятыми в отрасли строительства, декорирования и производства товаров для дома, сегодня огромен».

В этом году материалотека ConneXion пополнилась очередной порцией ярких новинок.

Журнал «Мебельный бизнес» — рубрика TrendForum №132

Технологи Artesa представили декоративное плетёное полотно E2155, пропитанное акрилом. Вязка наполовину состоит из полиэстера, наполовину — из хлопка. Подчёркнуто декоративный материал производится в нескольких вариантах цвета и может быть использован для производства мебели и отделки стен.

Инженерная панель ecosheet — ещё один инновационный продукт, отмеченный Material ConneXion. Она производится из переработанного пластика. В отличие от подобных по формату материалов, ecosheet абсолютно нетоксична. Её твёрдые, крупноформатные листы могут заменить при строительстве фанеру и флагостойкую плиту MDF. Материал содержит комбинацию нескольких переработанных полимеров, спрессованных в цельный пористый лист с одной гладкой стороной. Вместе с заказами производитель принимает от своих клиентов пластиковый мусор и обрезки, которые потом также войдут в состав ecosheet.

Декоративные панели Demode, предназначенные для декорирования стен, дверей и корпусной мебели, сделаны из переработанного тряпья. Для создания таких плит подходит любой старый текстиль: одежда, шторы, мебельные обивки. Ткань первым делом распарывается на небольшие лоскуты, затем смешивается с клейким составом на основе крахмала и прессуется при высокой температуре. Стандартные размеры панелей: 400 на 400 мм и 200 на 200 мм. Толщина блоков может варьировать от сантиметра до трёх.

Модули Demode производятся из чистого хлопка, 100-процентного полиэстера или из их смеси. Базовый цвет, предложенный разработчиками, — голубой деним. Любые другие варианты производитель разрабатывает в индивидуальном порядке по запросу клиента. Для этого сотрудники Demode на первом этапе производства тщательно отбирают лоскуты нужной гаммы.

Корейская марка Youngdo предлагает водостойкий вельвет. Специальная пропитка синтетической ткани не даёт жидкости проникнуть в структуру материала. Даже если надавливать на лужу, налитую поверх полотна и втирать воду в ткань, поверхность вельвета Youngdo останется сухой.

Новинка от Feltech Manufacturing — фетровое стеновое покрытие ecopaneL, на 60% состоящее из переработанных материалов. Твёрдый, идентичный натуральному материал из полиэстера обладает прекрасными звукоизоляционными свойствами. Панели доступны в белом, чёрном и сером вариантах.

Искусственный 3d-шёлк от компании Flukso имеет яркую, выразительную фактуру. Объёмный рисунок образуется в процессе «запекания» ткани.

Ещё один яркий проект: шпон Ligneah. Уникальная разработка даёт возможность при конструировании мебели, одежды и аксессуаров использовать вместо ткани натуральную древесину ореха, берёзы или ясеня. Создатели шпона разработали три вида рисунков, наносимых на поверхность Ligneah. Лазер выжигает сетку, превращая цельный материал в «чешую», а текстильная изнанка не даёт пластинкам осыпаться.

Журнал «Мебельный бизнес» — рубрика TrendForum №132  
читайте также 07 апреля 2020 «Коронованные» тренды

«Мебельный бизнес» провёл перекличку актуальных тенденций.


06 августа 2019 Indoor как новый outdoor

Взаимопроникновение интерьера и экстерьера в жилой среде — мегатренд с далеко идущими последствиями.


22 апреля 2019 Мяу, кис ми

Персонификация всё сильнее сказывается на всех сферах мебельного производства. Дизайнеры выделяют всё более экзотические потребительские группы — лишь бы выстрелить покупателю в самое сердце. А что способно растрогать больше, чем проявление заботы о тех, кто нам дорог?


29 марта 2019 God, save the Queen

«Богемская рапсодия» подтвердила многомиллионные кассовые сборы четырьмя «Оскарами».


24 октября 2018 Единство противоположностей

В новых декорах коллекции Kronodesign отражена концепция «Гармония контрастов»


18 октября 2018 Lamarty: корпоративная этника

Известная плитная марка одной из первых на российском рынке ответила на возвращение в дизайн-дискурс африканской темы.

Номер вышел в свет