Сыграть на опережение

Журнал «Мебельный бизнес», №128, рубрика «Трендфорум

Приятно осознавать, что принадлежность к отрасли ставит тебя в сильную позицию. Превосходство рядового фабриканта над рядовым дизайнером-декоратором явно ощущается на крупных западных мебельных выставках, куда за вдохновением едут тысячи российских специалистов.

Там, где участники нашего интерьерного дизайн-сообщества могут лишь констатировать смену цветовой гаммы в мягкой мебели или приход новых фактур, мебельщики вооружены знаниями до зубов: они всё это уже видели минимум год назад. «Мебель становится элегантнее», — говорят первые. «Конечно, — отвечают вторые, — наши поставщики тканей знали об этом ещё в 2012-м».

Близость с коллегами-смежниками даёт возможность пытливому производителю диванов узнать о моде больше любого местного дизайн-аналитика, даже несмотря на то, что в целом наш мебельный рынок не перестроился на модные рельсы.

Обычно путь тенденций к сердцу массового потребителя занимает три года: ровно с таким запасом делают свои прогнозы трендсеттерские агентства — закрытые, секретные организации. Например, уже сейчас они колдуют над тенденциями сезона 2017.

Запас времени нужен, чтобы превратить бесплотную идею в товар. Мода обязана сделать серию вынужденных «пит-стопов». Первая остановка на её пути — дизайн-бюро разработчиков материалов. Специалисты по «сырью» — самый ранний «перевалочный пункт» тренда. Чтобы проектировщик мебели мог попасть в струю со своей свежей (то есть составленной по всем модным правилам трёхлетней давности) коллекцией, смежникам нужно подготовить актуальные материалы загодя.

Пускай наш мебельный промышленник не может получать новости из «первоисточника», ездить на презентации модных прогнозистов, заказывать им многотомные трендбуки и мириться с их экстравагантным поведением, но у него на руках всегда есть каталог обивок от партнёра-дистрибутора. Это и есть его трендбук.

Именно поставщики тканей несколько лет назад с боем пробивали дорогу ярким однотонкам. Именно тканевики по праву считают личной победой коммерческий успех фиолетового, бирюзового, горчичного текстиля. Дизайнеры тканевых фирм первыми на нашем рынке заговорили о моде на эпоху джаза. Ещё не было и в помине повального интереса к ар-деко, не было вечеринок в стиле «Гэтсби», и стилизованная мебель из 20-х ещё не вырвалась за пределы павильонов с «классикой» даже на миланской выставке. Зато поставщики мебельного текстиля уже отвели на своих складах место под нишевые линейки в стилистике модерна.

Внимание к «материальным» тенденциям — самый верный ключ к моде вообще. Профи со всего мира давно поняли: нет более универсального способа сыграть на опережение трендов, чем обратиться к последним новинкам ткачей и печатников.

Раз от раза действенность такого метода подтверждает зимне-весенняя сессия авторитетных международных выставок. За несколько месяцев до её начала прогнозисты Heimtextile уже публикуют анонсы франкфуртской трендзоны. Поэтому в Кёльне, Париже и Милане можно смело искать плоды их предсказаний.

Сценарий повторился и в нынешнем году. Идеи, выдвинутые на передний план знатоками тканевого рынка, доказали свою актуальность в рамках imm cologne и i Saloni.

Новые перспективы

Журнал «Мебельный бизнес», №128, рубрика «Трендфорум

«Чтобы победить голод, человечество развивает генные технологии. С каждым годом мы всё реже пугаемся, узнав, что в судьбе сои или кукурузы на нашей тарелке поучаствовали учёные. Мы одновременно заботимся о том, чтобы питаться здорово, и привыкаем к улучшенным в лаборатории продуктам. Это — неизбежное развитие цивилизации, без вмешательства науки природа больше не может удовлетворять наших потребностей», — философствуют футурологи.

Журнал «Мебельный бизнес», №128, рубрика «Трендфорум

После нескольких сезонов бескомпромиссного 100-процентного natural, прогрессистские руки дотянулись и до мебельных материалов. Дизайнерам, видимо, надоело пропитывать мебель пчелиным воском и красить ткани отварами. Новый тренд-манифест заставляет верить, что технологии делают природу лучше, чем она есть.

Журнал «Мебельный бизнес», №128, рубрика «Трендфорум

Синтетика, как и на заре своего появления, не ассоциируется больше с дешевизной. Материалами будущего снова называют нейлон и полиуретановые волокна. С той только разницей, что сегодня вся сила текстильной науки работает на обман чувств: вы никогда не догадаетесь, сколько в улучшенном «хлопковом» полотне синтетики. Идеал современной моды — это возможность искусственно создавать копии органической природы. Химики изобретают суперматериалы, гораздо более гибкие и стойкие на износ. В коллекциях самых массовых европейских мебельщиков гибридные кожи вытесняют натуральные, а шерсть и вовсе уступает место ткани из переработанных полиэтиленовых пакетов. Материалы, которые ещё вчера казались фантазией заскучавших дизайнеров и узконишевыми диковинами, производятся такими текстильными авторитетами, как Kvadrat, и кочуют из коллекции в коллекцию мебельных гигантов. Поиск новых видов плетения и совершенствование составов тканей не останавливаются ни на секунду. Пополняются линейки 3D-текстиля и синтетических фетровых поверхностей.

Журнал «Мебельный бизнес», №128, рубрика «Трендфорум

Прогресс делает ткани более универсальными. Специалисты фабрик-производителей обивок, задумываясь об образе жизни современного человека, предлагают материи, одинаково уместные и дома, и на улице. «Наши новые разработки — это не просто влагостойкий текстиль и УФ-устойчивые краски, это, в первую очередь, материалы, достаточно «тёплые» и уютные, чтобы вы, не задумываясь, могли использовать их у себя в гостиной», — уверяют они.

Журнал «Мебельный бизнес», №128, рубрика «Трендфорум

Цифровые методы окрашивания дополняются интерактивными программами, способными генерировать орнамент в реальном времени. Пока на ткани пропечатывается один участок рисунка, автоматика пишет алгоритм для другого. И каждый такой элемент непредсказуем и неповторим. Неконтролируемый взрыв технологии совпал с возрождением цвета. Краски брызнули на ткань. В среде очевидных тенденций последних лет особенно выделяется мода на перетекания, эффект «деграде», то есть растворение оттенков друг в друге, и смазанные текстуры.

Журнал «Мебельный бизнес», №128, рубрика «Трендфорум Журнал «Мебельный бизнес», №128, рубрика «Трендфорум

Несмотря на своё подчёркнуто «химическое» начало, инновационные поиски дизайнеров продолжают тренд, положенный пять лет назад: «Мы всё ещё ищем способ ужиться с экосистемой, перестать разрушать мир вокруг себя. К счастью, цивилизация накопила колоссальные знания. Мы обязаны воспользоваться ими, чтобы восстановить потерянное равновесие человека и природы».

Журнал «Мебельный бизнес», №128, рубрика «Трендфорум

Наблюдение за наблюдателем

Журнал «Мебельный бизнес», №128, рубрика «Трендфорум

Поиски вдохновения в сферах флоры и фауны продолжаются. Однако теперь в фокусе креаторов — не дикая природа, не северные мхи и луговые травы, а викторианские гравюры тропических растений, научные гербарии и «бабушкины» цветники, выращенные на подоконниках. Авторов текстильных принтов влечёт сегодня символика из мира ботаники и биологии.

Дизайн-аскеза

Журнал «Мебельный бизнес», №128, рубрика «Трендфорум

В то же время многие дизайнеры продолжают искать спасения в простоте. В противовес ярким, полным надежд текстильным линейкам своих коллег, они предлагают пуристские фактуры и тающие сизые оттенки. А в ответ на массовое производство дизайн-аскеты укрепляют позиции персонифицированных текстур «с историей»: затёртых кож, будто прослуживших владельцам не один десяток лет, растянутой шерсти, «выцветшему» хлопку. Сохраняется внимание к натуральным материалам. Причём несовершенство их, как и прежде, ценится особо, намеренно выставляются напоказ недостатки и следы их естественного происхождения.

Журнал «Мебельный бизнес», №128, рубрика «Трендфорум Журнал «Мебельный бизнес», №128, рубрика «Трендфорум

Чистые и прозрачные природные оттенки — вся палитра «слоновой кости» и «мрамора» — делают результаты примитивистских авторских поисков неподражаемыми. Дизайнеры ратуют за использование вторичного сырья и возобновляемых материалов: от бамбуковых волокон до переработанной ветоши.

Журнал «Мебельный бизнес», №128, рубрика «Трендфорум Журнал «Мебельный бизнес», №128, рубрика «Трендфорум

На фоне монохромного тренда, явно отдающего предпочтение сизым и желтоватым колерам, актуальность приобретает коллажная техника. Такая попытка дизайнеров добавить тканям хоть какой-то динамики понятна. Многослойность, сочетания фактур и оттенков, крупных и мелких элементов — именно тот приём, который делает экомоду привлекательной. Той же цели служат внезапные всполохи цвета, вышивка и фольклорные орнаменты.

Журнал «Мебельный бизнес», №128, рубрика «Трендфорум

Пошли «свиньёй»

Журнал «Мебельный бизнес», №128, рубрика «Трендфорум

Диван Soft Block от Muuto — настоящий символ скандинавского единства: дизайн новинки для датского бренда разработал молодой норвежский дизайнер Петтер Шкогстад, а на этапе воплощения проекта в игру вступили голландцы Innofa.

Журнал «Мебельный бизнес», №128, рубрика «Трендфорум

«Я решил поиграть с мягкими блоками-подушками, изменить привычные пропорции дивана, кинуть вызов сухой прямолинейности современных интерьеров, — эмоционально рассуждает Шкогстад. — Если хотите, этот диван — моё исследование красоты асимметричного».

«Игривая форма Soft Block, разработанная Петтером, — большая удача. Сохранить при производстве эффект монолитного, будто вылепленного из мастики предмета, упругого и мягкого, было первоочередной задачей. Прекрасно, что мы нашли ткань, которая облегает диван так плотно без лишнего шитья, — продолжает Лине Брокман, пиар-менеджер фабрики. — Технологи Muuto выбрали 3D-трикотаж Stretch textiles нашего партнёра из Нидерландов, компании Innofa. Здесь 72% шерсти, нейлон и полиэстер, поэтому ткань выглядит натурально, но проявляет завидную стойкость к истиранию. Muuto с уверенностью предлагает использовать свою мягкую мебель в общественных пространствах, настолько доверяем мы в качеству текстиля Innofa».

Внедрение трёхмерной техники набрасывания петель, лежащей в основе инновационной материи, выводит обивочные ткани на совершенно новый уровень. Особая протяжка нитей придаёт трикотажу очень ярко выраженный стрейч-эффект. В конечном счёте это экономит время производителей мебели: чем эластичней материал, тем легче и быстрее с ним работать.

Семейные узы

Журнал «Мебельный бизнес», №128, рубрика «Трендфорум

Перед самым Миланским салоном новую линейку 3D-трикотажа презентовали и текстильщики из Kvadrat.

Датский супербренд продолжает тесно, почти по-семейному, сотрудничать с дизайн-дуэтом Ронана и Эрвана Буруллеков. Последний их общий проект — объёмные текстуры canal, moraine и gravel.

Главный принцип плетения новых обивок — в нерегулярности стёжки. Два контрастных слоя джерси обмениваются нитями в строго определённой дизайнерами последовательности, создавая лёгкий, примитивный орнамент. Лицо новых тканей Kvadrat — тонкое меланжевое шерстяное полотно с вкраплением полиэфирных нитей, изнанка — однотонный синтетический трикотаж.

«Хотя все три линейки текстиля выглядят наивно, релизу предшествовала долгая кропотливая работа с цветом, — объясняют в компании. — Если внимательно приглядеться, здесь не два оттенка, а тысячи. Ронан и Эрван Буруллеки выбрали для внешнего слоя ткани рисунок «меланж», сочетающий в себе тёмные и светлые тона. В итоге на поверхности разворачивается игра нежных, непредсказуемых нюансов цвета, поддержанная яркими, контрастными пятнами орнаментального рисунка.

Журнал «Мебельный бизнес», №128, рубрика «Трендфорум

Стоит обратить внимание и на саму структуру ткани. Все три материи — одновременно плотные и эластичные. Это чрезвычайно важный фактор для производителей мебели: качественный обивочный материал просто обязан ложиться на диван без лишних швов».

Амфибия

«Уличный» мебельный жанр заслуживает сегодня отдельного внимания. Трендсеттеры не устают напоминать публике, насколько силён в современной моде импульс к объединению разных интерьерных «сред». Они же провозглашают: новый открытый образ жизни людей, «глобализованный» формат их жилищ ставит перед дизайнерами и фабриками нетривиальные задачи, решение которых и открывает путь к реальным инновациям. Именно на стыке дома и улицы, частного и общественного пространств рождаются прорывные технологии.  

«Уличная мебель — это совершенно особая концепция для производства, — уверяет Элизабетта Менегини, пресс-атташе итальянского бренда Coro. — Пока было принято разделять предметы на indoor и outdoor, у мебельщика была определённая свобода приоритетов. Вы могли пожертвовать красотой в пользу устойчивости материалов, когда придумывали мебель для улицы, и, наоборот, отдать предпочтение дизайну, используя эффектное, но капризное сырьё, если проектировали жилой комплект. Нынешняя мода таких вольностей не позволяет.

Вся наша мебель разрабатывается для использования и внутри, и вне дома. Поэтому специалисты  Coro вынуждены постоянно пополнять арсенал мебельных решений waterproof и технологий, дающих дополнительную защиту мебели от солнца и ветра. Например, наши ткани с каждым годом становятся всё более жизнестойкими, позволяя расширять и модельную линейку».

Одна из новинок Coro, представленных в Милане, — комбинация пуфов Cocotte — пример торжества тканевого прогресса. Обивка тюфяков кажется мягкой, эластичной и на сто процентов копирует крупноячеистый шерстяной трикотаж. Тем не менее, по заверениям разработчиков, нежная и прихотливая на вид одёжка совершенно не пропускает влагу, отлично моется и не выгорает. «Благодаря обивке с эффектом waterproof, оберегающей внутренние элементы пуфов, в качестве наполнителя Cocotte мы можем использовать обычные ПВХ-шарики. Не зная специфики Coro, вы и не догадаетесь, что эти «бин-бэги» можно ненароком забыть на улице, — настолько привычно и по-домашнему они выглядят», — добавляет сеньора Менегини.

Журнал «Мебельный бизнес», №128, рубрика «Трендфорум

Совсем другой подход продемонстрировала фабрика при разработке дивана Sabal. Узнаваемый образ люксового, подчёркнуто элегантного дивана создают мраморные детали подлокотников и чеканная рама из нержавеющей стали.

Журнал «Мебельный бизнес», №128, рубрика «Трендфорум

«Обивочные материалы, которые мы здесь использовали, в целом устойчивы к непогоде, но waterproof-способностями они не обладают. Маттео Нунциати — автор модели — занял принципиальную позицию: чехлы дивана непременно должны быть пошиты из лёгкой, «дышащей» ткани, чтобы Sabal не потерял свою визуальную лёгкость. Не имея возможности работать с плотными обивками, бюро разработок нашей компании сконцентрировало внимание на мягком содержимом дивана: матрас из плотного ППУ «изъеден» сквозными вертикальными ходами. Вода моментально проскакивает сквозь дренаж, и Sabal быстро высыхает», — комментирует Элизабетта Менегини.

Журнал «Мебельный бизнес», №128, рубрика «Трендфорум

Естественно, как и в случае с креслами Cocotte, все чехлы дивана съёмные и не требуют специальных условий для стирки.

Молниеносное решение

Журнал «Мебельный бизнес», №128, рубрика «Трендфорум

Другой подход демонстрируют дизайнеры Extremis. В рамках апрельской выставки они презентовали концепт Walrus: диван, застёгивающийся на молнию.

«Для уличной мебели главной, пожалуй, проблемой остаётся вода. Просто представьте — думаю, это будет нетрудно, — смеётся специалист по связям с общественностью Extremis Мариеке Хауспай, — вы сидите на веранде; загораете, читаете или даже, может, выпиваете с друзьями. Совершенно идиллическая картинка, правда? Но стоит упасть паре капель дождя, удовольствию — конец. Люди, ещё минуту назад такие расслабленные, начинают метаться с улицы под крышу, перетаскивая в укрытие пледы и подушки. Проектируя софу Walrus, мы не выпускали эту мизансцену из головы: создание дивана, который не нужно прятать в сухой чулан или долго сушить после дождя, стало настоящим вызовом для Extremis».

Журнал «Мебельный бизнес», №128, рубрика «Трендфорум

Хотя это и не первая попытка бельгийцев попробовать себя в мягкой мебели (покупателям давно знакомы комбинация стола с мягкой скамейкой Kosmos и лаунж Behive), диванов в полном смысле фабрика ещё на делала. «Новичкам» легко быть креативными, свежий прототип Extremis впечатляет. Авторы сделали чехлы Walrus двухсторонними: внутри — приятная на ощупь натуральная ткань, снаружи — гладкий, прорезиненный материал. Чтобы развернуть диван нежной сердцевиной к себе, достаточно расстегнуть молнию, чтобы спрятать капризное нутро от дождя — застегнуть.

«Сидеть, уж конечно, приятнее на хлопковой ткани — голубой, а не на серой «резине», — продолжает Мариеке Хауспай. — Так ведь и задумано: распахиваете чехол, садитесь. Уходите — закрываете молнию. Кстати, замок проходит по всему периметру подушки, поэтому спинку можно откинуть не только назад, но и в стороны, и вперёд».

С дизайном запросто

Журнал «Мебельный бизнес», №128, рубрика «Трендфорум

Чтобы объединить отдельные элементы в коллекцию, кутюрье всегда использует общие мотивы и краски, интерьерный дизайнер играет оттенками и фактурами, чтобы «смонтировать» между собой предметы в интерьере, а швейцарский супербренд Vitra с помощью красок и текстур актуализирует иконы дизайна.

«В качестве заголовка для экспозиции мы выбрали слоган Simply Good Design («Просто хороший дизайн») и обратились к традиционной для Vitra идее коллажа: белые стены выставочного пространства объединили старое и новое, традиции и современность, декоративное и утилитарное, ремесленные и промышленные методы, высокие и низкие технологии, причём главной связующей темой стали цвета и материалы, — рассказывает российское «лицо» Vitra, Маргарита Морозова. — Во-первых, мы представили обновлённую коллекцию обивок для знаменитого Aluminium Chair, спроектированного четой Имз в 1958 году. Мы всегда позиционировали «Алюминиевую группу» как мебель для общественных пространств, переговорных и офисов, однако новая цветовая палитра тканей даёт культовому стулу весомые шансы закрепиться в домашнем интерьере. В коллекции — весь спектр красок: от алого до фиолетового, а также несколько оттенков серого и чёрный. Впрочем, цвета вам должны быть знакомы: палитру составили по мотивам коллекции, разработанной для Vitra Хеллой Йонгериус в прошлом году».

Голландка приложила руку и к другой новинке этого года — East River Chair. Стул был создан специально для холлов генасамблеи ООН в Нью-Йорке, отсюда и название. Кресло намеренно составлено из разных текстильных элементов. Подлокотники обиты кожей, а спинка и сиденье — разноцветным хлопком. В итоге небольшое по размерам кресло выглядит совсем по-детски обаятельно. Можно выбрать из четырёх вариантов: компания предлагает East River Chair в красной, синей, зелёной и модной пастельной гамме.

Журнал «Мебельный бизнес», №128, рубрика «Трендфорум

Но главная «текстильная» новинка бренда — трибьют знаменитому паттерн-дизайнеру Александру Жирару. До сих пор в прайс-листе Vitra были только куклы руки экстравагантного американца, но с 2014 года компания занялась производством ремейков его главного «продукта» — тканей. В коллекцию фабрики вошли авторские подушки, настенные панно, пледы, две круглые оттоманки в чехлах из ткани Жирара, а также два металлических столика-гвоздя по его эскизам.

Журнал «Мебельный бизнес», №128, рубрика «Трендфорум

Костюм напрокат

Журнал «Мебельный бизнес», №128, рубрика «Трендфорум

Компания Wittmann устроила на миланской неделе дизайна шоу с переодеванием. 

Специфика австрийского мебельного бренда широко известна. Фабрика отдаёт предпочтение натуральным, благородным тканям, шерсти и премиальной коже. Однако накануне i Saloni компания попробовала себя в новом образе, «переодев» изящные кожаные кресла из постоянной коллекции в «хайтечную» синтетику.

«Кресла Паоло Пивы Auriana — один из флагманов нашей коллекции, — рассказывают менеджеры компании. — Их любят за элегантные формы, а также за возможность выбрать утончённую обивку из лучших материалов. Однако Миланский салон — особенная площадка, где принято удивлять, и нашим дизайнерам пришлось пойти на эксперимент. Модель Auriana сменила на время выставки привычный «прикид» на более современный. Вы наверняка узнаете плотную, глянцеватую ткань с большими круглыми порами. Её часто используют в обивке автомобилей и в дизайне офисной мебели». 

Wittmann и прежде работал с такими материалами: в каталоге компании есть мягкие перегородки-разделители для комнат и open space’ов, которые обиты той же тканью. Но в сочетании с мягкой мебелью — решение новое. 

Журнал «Мебельный бизнес», №128, рубрика «Трендфорум

«Я отношусь к участию в i Saloni с огромным вниманием. Это не просто возможность показать себя и наладить бизнес-контакты. Для мебельщика Милан — источник креативной энергии на завтра. Здесь зарождается мода, участники SaloneSatellite, а также азиатские дизайнеры часто предлагают невероятные, прорывные проекты, которые вдохновляют на эксперименты простых фабрикантов вроде меня, — рассуждает убелённый сединами представитель четвёртого поколения владельцев фабрики, Хайнц Хофер-Виттманн. — Идея «переодеть» кресла Auriana — тоже отсюда. Это чисто выставочный экземпляр, мы не планируем продажи. Просто хотелось попробовать себя в новом амплуа. Правда, за время выставки мы услышали столько комплиментов в адрес своей «новой модели», что, возможно, и стоит задуматься о включении её в каталог, — улыбается Виттманн».

 
читайте также 07 апреля 2020 «Коронованные» тренды

«Мебельный бизнес» провёл перекличку актуальных тенденций.


06 августа 2019 Indoor как новый outdoor

Взаимопроникновение интерьера и экстерьера в жилой среде — мегатренд с далеко идущими последствиями.


22 апреля 2019 Мяу, кис ми

Персонификация всё сильнее сказывается на всех сферах мебельного производства. Дизайнеры выделяют всё более экзотические потребительские группы — лишь бы выстрелить покупателю в самое сердце. А что способно растрогать больше, чем проявление заботы о тех, кто нам дорог?


29 марта 2019 God, save the Queen

«Богемская рапсодия» подтвердила многомиллионные кассовые сборы четырьмя «Оскарами».


24 октября 2018 Единство противоположностей

В новых декорах коллекции Kronodesign отражена концепция «Гармония контрастов»


18 октября 2018 Lamarty: корпоративная этника

Известная плитная марка одной из первых на российском рынке ответила на возвращение в дизайн-дискурс африканской темы.

Номер вышел в свет
www.kedrcompany.ru
Реклама