На Миланском салоне компания Ingo Maurer представила свою последнюю разработку — светильник My new flame. Цифровые «свечки» олицетворяют встречу старого и нового: подрагивающее светодиодное «пламя» заставляет задуматься, какой колоссальный путь прошли люди за сто пятьдесят лет после изобретения Эдисона.
С изобретением универсальных — экономичных и холодных — LED-систем горизонты, которые открылись перед человечеством, без преувеличения безграничны. Во-первых, светодиоды не греются и абсолютно безопасны. Это позволяет делать корпусы ламп и абажуры из любых материалов А во-вторых, срок службы одного светодиодного фонарика — двадцать лет. «Задумайтесь,— рассуждает Стив Говард, руководитель подразделения по вопросам устойчивого развития группы компаний IKEA — вы приготовите и съедите десять тысяч завтраков, смените минимум пять мобильников, два-три автомобиля, может, вы даже смените жену. Единственное, что вам не придётся менять, — это лампочка!»
Перелом в технологии дал толчок развитию освещения outdoor. Одни и те же приборы могут с успехом работать и дома, и на улице. Они не боятся влаги и холода, не требуют специального монтажа и почти ничего не весят. Дизайнеры IKEA спроектировали «огородный» фонарь Solvinden, который работает благодаря ветру и солнцу. На «макушке» фонаря установлен фотоэлемент, а корпус, собранный из лёгких крылышек-чешуек, работает по принципу ветряка. Энергии, которую аккумулирует за день такая электростанция в миниатюре, вполне хватает, чтобы удовлетворять нужды нетребовательных диодных огней.
Круглый год по всему миру — от Лиона до Сиднея — проходят фестивали света. Холстом для художников служит сама среда: узнаваемые памятники, парки, улицы. И ничто так не преображает рельеф города, как освещение. Непрекращающаяся смена планов, красок, образов заставляет почувствовать, что нет ничего постоянного: стены, веками стоявшие на своих местах, плывут и качаются под лучом прожектора.
Чуть ли не главный фанат световых превращений — британец Брюс Манро. Его самое нашумевшее высказывание — корнуэлльская инсталляция Field of light. Как следует из названия, дизайнер старательно «засадил» всю крышу фестивального комплекса травинками-светлячками, созданными из пучка оптоволокна, акриловых трубочек и наконечников-пузырьков.
С позапрошлого года марафон световых шоу наконец затронул и Россию. В октябре 2011-го в Москве впервые прошёл фестиваль «Круг света». На откуп дизайнерам отдали фасады гостиницы «Москва», ЦДХ на Крымском Валу, Манежа и центральную арку ПКиО им. Горького. А открытие «Круга света» состоялось на Красной площади. Проект возвращается в город в сентябре этого года.
Дешёвое и «вечное» освещение, без преувеличения, становится фетишем. Игры теней и цветов сегодня — визуальные средства, так же присущие архитектуре, как форма или масштаб. В 2005 году к чемпионату мира по футболу в Мюнхене сдали в эксплуатацию стадион Alianz Arena. Архитектор проекта, узнав, что у стадиона будет несколько хозяев, принял решение собрать скорлупу стадиона из надувных элементов со встроенной подсветкой в каждом из них. По оттенку свечения можно определить, какая команда играет.
Нет ничего похвальнее стремления каждый раз создавать световое шоу в отдельно взятом интерьере. Так француженка Изабель Лериш на парижской выставке Maison&Objet продемонстрировала дизайнерскую находку — своего рода «кинообои»: стены комнаты поочерёдно освещались цветными лучами, и в разных колерах всякий раз появлялся новый рисунок. Мебельные дизайнеры не могли не заметить такого яркого выразительного средства. Современная мебель существует не только в пространстве, но ещё и световом потоке, который может быть оперативно изменён. Но это накладывает новые требования: и к фактурам, и к цветам.
Повинуясь моде, дизайнеры светильников, как и проектировщики мебели, уделяют всё больше и больше внимания выбору материалов. По-новому используют стекло. Заметно больше стало золотистых металлов, дерева и керамики.
Но главная тема всё же — технологичность. В особенности это касается освещения для мебели. Светильники встраивают куда только возможно, возникают новые конфигурации, светодиодные ленты прокладывают в цоколе, чтобы «приподнять» тяжёлые шкафы, кладут вдоль внутренних вертикальных стоек гардеробных, чтобы равномерно осветить всё пространство, крепят внутри ящиков комодов.
29 июня 2013 (№120)
«Мебельный бизнес» провёл перекличку актуальных тенденций.
Взаимопроникновение интерьера и экстерьера в жилой среде — мегатренд с далеко идущими последствиями.
Персонификация всё сильнее сказывается на всех сферах мебельного производства. Дизайнеры выделяют всё более экзотические потребительские группы — лишь бы выстрелить покупателю в самое сердце. А что способно растрогать больше, чем проявление заботы о тех, кто нам дорог?
«Богемская рапсодия» подтвердила многомиллионные кассовые сборы четырьмя «Оскарами».
В новых декорах коллекции Kronodesign отражена концепция «Гармония контрастов»
Известная плитная марка одной из первых на российском рынке ответила на возвращение в дизайн-дискурс африканской темы.