В струе

Оформление общественных пространств — сложная индустрия, где, как везде, есть своя высокая мода и свои проекты прет-а-порте. Шоп-дизайн крутится всё в той же стилевой центрифуге, что и наряды, мебель, авто. Здесь даже есть свои «недели моды», задающие тон на год вперёд — выставки типа Global Shop. И, как и всюду, в мире шоп-дизайна сейчас верховодят три вездесущие тенденции: ретро, «эко» и простота. На их основании самые амбициозные оформители громоздят поражающие воображение суперэкстравагантные магазины, а рядовые дизайнеры — просто актуальные, понятные клиентам интерьеры. Так или иначе, у культового интерьера Late Night Chameleon Cafe в Лондоне и торгового зала American Eagle в московском ТЦ — единая концепция.

Для российских заказчиков и покупателей главными выразителями эпохи стали четыре стиля: романтично настроенные дамы выбирают «прованс», модники тоскуют по стилистике старых производств, любители классики сегодня тяготеют к стилю ар-деко, а самые широкие круги горожан выбрали для себя интерьеры в духе скандинавского рационализма, простые, лёгкие и современные.

Каждый из стилей отличают характерные приёмы, формы и, конечно, цвета.

Однако не нужно воспринимать стилистику магазина как прокрустово ложе. Генеральная дизайнерская линия лишь передаёт атмосферу, может как-то влиять на выбор элементов декора самых «видных» подиумов, но не диктует ассортимент. Наоборот, модные акценты в нужных местах меняют общее впечатление о торговой точке. Два-три подиума, оформленных в стиле «шебби», служат модным контекстом для стоящей рядом классической мебели. А бунтарский «гранж» может выступить контрастом для неоклассики — почему нет?

Для «прованса» и «шебби-шика» — как отдельного параграфа этой темы — актуальны классические формы. Никуда здесь не деться от флористических узоров, культовых «шинуазри» и «жуи».

Ключевые цвета — конечно же, белый, голубой и серый. А на роль декоративных элементов подойдут клетки для птиц, старые книги, цветочные горшки и все те винтажные мелочи, которые любая женщина без раздумий назовёт чрезвычайно милыми: увесистые белёные фоторамки с чёрно-белыми фотографиями, часы, кованые решётки и фарфоровые ласточки с кроликами.

Важно учитывать, что оттенки в торговом зале должны быть на тон-два ярче тех, что положены тому или иному стилю «по ГОСТу». Человек, конечно, покрасит свою комнату «а-ля прованс» в нежно-розовый цвет, но на подиуме ему нужно показать насыщенный коралловый.

Другой тренд — романтика промышленная. Здесь много чугуна, дуба, кирпича, джинсовой ткани и кожи. Здесь уместны тяжёлые, видавшие виды предметы. Этот стиль вырос из модных «лофтов». «Добротный» — главное понятие, формирующее стилистику винтажных промзон. В Москве так оформляют магазины одежды для мужчин «около тридцати». Под соусом «добротности» знаменитые японские джинсы, дорогие американские ботинки и проверенные временем британские ветровки идут особенно хорошо. Это поэтика вечных ценностей, в которую и знаменитый «Честерфилд» тоже должен бы неплохо вписаться.

Наконец, самый универсальный формат: нордическая эстетика, сочетающая свежесть и теплоту. С одной стороны, для этого стиля характерны светлые, прохладные оттенки, минималистичность форм, лёгкость композиций и подчёркнутая функциональность. Но с другой, — классикой скандинавского дизайна служат природные, тёплые материалы — шерсть, слегка грубоватая, «живая» древесина — и очень уютная, «домашняя» простота с налётом стилистики пятидесятых-шестидесятых годов. То есть роскоши здесь взяться по определению неоткуда.

В целом картинка могла бы оказаться довольно блёклой: главные цвета любой нордической экспозиции — белый, серый, светло-голубой и оттенок натурального дерева — не самый выгодный образ для магазина. Однако в модную игру всегда готовы вступить аксессуары ярких суперактуальных оттенков: лимонные, жёлтые и бирюзовые подушки, рыжие постеры и подсвечники цвета морской волны.

Рядовые аксессуары для такого стиля: объёмные буквы, необычные часы, минималистские цветочные горшки, вазы и корзины. Ироничные дизайнерские статуэтки, журналы и книги, естественно, тоже работают. Отдельного внимания заслуживает характерная графика. В серо-жёлто-голубом мире современного скандинавского интерьера самостоятельным декоративным элементом оказывается использование монохромных, часто примитивных или геометрических, изображений и орнаментов. Контрастная цветовая пара чёрного и белого заставляет играть весь образ, проявляясь то в постерах, то на обоях, то на подушках.

 
читайте также 07 апреля 2020 «Коронованные» тренды

«Мебельный бизнес» провёл перекличку актуальных тенденций.


06 августа 2019 Indoor как новый outdoor

Взаимопроникновение интерьера и экстерьера в жилой среде — мегатренд с далеко идущими последствиями.


22 апреля 2019 Мяу, кис ми

Персонификация всё сильнее сказывается на всех сферах мебельного производства. Дизайнеры выделяют всё более экзотические потребительские группы — лишь бы выстрелить покупателю в самое сердце. А что способно растрогать больше, чем проявление заботы о тех, кто нам дорог?


29 марта 2019 God, save the Queen

«Богемская рапсодия» подтвердила многомиллионные кассовые сборы четырьмя «Оскарами».


24 октября 2018 Единство противоположностей

В новых декорах коллекции Kronodesign отражена концепция «Гармония контрастов»


18 октября 2018 Lamarty: корпоративная этника

Известная плитная марка одной из первых на российском рынке ответила на возвращение в дизайн-дискурс африканской темы.

Номер вышел в свет