Вселенная трансформеров

Вселенная трансформеров

Идея персонификации, которой соблазняет современных яппи виртуальный магазин App Store, не могла остаться чисто мультимедийной. Торжествующая на рынке девайсов тема совмещения функций и создания на базе мобильника неповторимого личного пространства с единственным в своём роде набором приложений меняет представления о быте вообще. Создавать из микса широкодоступных, базовых вещей что-то сугубо персональное — очевидный тренд.

Современный человек смотрит на жизнь с позиции «я — это то, что я покупаю». Выбор, приобретение — своеобразный акт самовыражения. То, что нас окружает, то, что мы носим, то, где мы живём, и то, что мы водим, передаёт информацию о нас. Поэтому производители учатся вкладывать в каждый товар — будь то телефон или книжный шкаф — универсальный язык эпохи потребления. Из отдельных звуков складываются слова, а из слов — баллада о покупателе.

Вселенная трансформеров

Товары подстраиваются под хозяина, несут отпечаток его образа жизни. А сам хозяин стремится доработать и «скреативить» себе неповторимый интерьер. Именно поэтому ключевые понятия для современных мебельных композиций — микс и модульность. Идея сращивания, составления и сопоставления самым причудливым образом влияет и на форму, и на содержание, и на отделку, и, если хотите, тотально — на всю мебельно-интерьерную философию.

Принципов создания модной мебельной композиции, в сущности, не так много. Всего лишь соблюдая их, вполне можно создать актуальный продукт.

От перемены мест слагаемых сумма изменяется

Вселенная трансформеров

Если речь не идёт об аутентичной «классике», главный, глобальный и, кажется, уже единственно возможный способ устройства мебельной композиции — модульность. Это больше, чем тренд, это — стратегия.

Из предложенного разработчиками перечня элементов получаются цельные комбинации. И год за годом дизайнеры находят для составных конструкций всё более остроумные решения. Дизайн может быть более или менее доступным в зависимости от ценового сегмента мебели и степени «дизайнерскости» бренда. Но стремление к унификации касается всех без исключения: даже самые демократичные бренды ищут возможности разнообразить число конечных сочетаний. Делается это, конечно, в первую очередь за счёт упрощения «базиса»: основных первоэлементов. Так, в коллекциях появляются подобия корыт и вкладыши-коробки, скамейки и короба, при взгляде на которые далеко не сразу понимаешь, что всё это — строительный материал для мебельных композиций.

На атомарном уровне

Вселенная трансформеров

Многие привыкли, что модуль — в любом случае довольно весомый предмет: навесной шкаф, тумба, витрина. Унификация берёт своё. Мебельные «молекулы» распадаются на «атомы»: базовым элементом современной композиции может быть вовсе не шкаф, а только стенка от шкафа.

Незамысловатая конструкция, похожая на пару сколоченных досок, готова обернуться хоть перегородкой, хоть полкой, хоть одной из четырёх сторон комода — по ситуации. Игра в мебельного дизайнера напоминает «Тетрис», или даже «Водопроводчика». В известной игре девяностых нужно было вращать вокруг оси сегменты-трубы и прокладывать путь воде, в реальной жизни — у потребителя на руках квадраты-модули, а задача — собрать себе красивый стеллаж, причём сегментов всего несколько видов.

Вселенная трансформеров

Например, весь «ассортимент» линейки Fortepiano от Molteni (верхний ряд иллюстраций) — это всего каких-то четыре элемента. Зато комбинаций — запредельное множество. Клиент, мечтающий выпендриться, получает индпошив. А для неамбициозных есть каталог рекомендованных композиций. Каждый фрагмент мебельного «пазла» имеет свой номер. Его порядок и положение на стене иллюстрируют наклонённые, перевёрнутые и раскиданные на листе цифры.

Тонкая кость

Вселенная трансформеров

Из всех мебельных метаморфоз последнего времени самая очевидная — смена толстых стенок мебельных конструкций на тонкие и даже тонюсенькие. После нарочито тяжёлых элементов в моду вошли, наоборот, предельно облегчённые, «тонкокостные» конструкции. Такие поправки кажутся ни больше, ни меньше как революционными после долгих лет — бок о бок с увесистыми столешницами и полками.

Современные стеллажи будто стремятся слиться со стеной, а некоторые особо азартные — сразу с воздухом.

Вселенная трансформеров

Истончёнными становятся все детали: дверцы, крышки, топы, в идеале — ещё и ножки. Во всём должна ощущаться бумажная лёгкость. Предельно простая форма — прямоугольник, квадрат, волна; нейтральные цвета — белый, «ряженка», тёплый сероватый или пепельно-коричневый; минимум деталей — таков выбор дизайнеров. Всё внимание — плоскости.

Толщина имеет значение

Вселенная трансформеров

Люди устают от всего. К хорошему, говорят, нетрудно привыкнуть, но приедается и оно. А уж всё идеальное просто рождено, чтобы быстро наскучить. Такова наша природа. В идеальном мы видим избыточную чистоту форм или бесчеловечную монотонность.

Борьбой homo sapiens со стерильным дизайном объясняют сегодня всё, в том числе и моду на сочетания толстого с тонким.

Действительно, некоторая усталость от выверенной симметрии наметилась: покупателю хочется хотя бы видимости чего-то случайного и неоднообразного. Как итог — тренд на игру толщин.

Вселенная трансформеров

Известный любому художнику-графику фокус, что рисунок с градацией жирности контуров выглядит более профессионально, живо, гармонично и эмоционально, отыгрывают мебельные бонзы. Вариантов, на самом деле, несколько. Можно придерживаться строгой логики, например: вертикали — тонкие, горизонтали — толстые. Можно обыграть форму ещё и цветом, закрепив разные оттенки за элементами разной «жирности». Можно сбить ритм, раскидав детали разной толщины в беспорядке. А можно попытаться обмануть глаз: совершенно одинаковые детали, поставленные под разным углом к зрителю, выглядят разновеликими, если любоваться ими в упор.

Вселенная трансформеров

В той же логике — и мода на сочетания открытых и закрытых секций. Сегменты, снабжённые фасадами, разбивают нудную стеллажную сетку и обеспечивают необходимые акценты.

К тому же за глухими дверцами легко скрыть выламывающиеся из образа предметы: в первую очередь — громоздкую систему мультимедиа.

Панорамный взгляд

Вселенная трансформеров

Очевидно, что сегодня мебельные композиции развёрнуты скорее в длину, чем в высоту. Протяжённые горизонтальные конструкции из навесных тумб, телевизионных модулей и полок — узнаваемая черта современной моды. Светлые, полные воздуха, они размазаны по стенам во всю ширину.

На образ работают сразу несколько приёмов. Положить композицию «на бок» помогают использование низких, но широких модулей, обилие «бесконечных» навесных полок и грамотно расставленные графические и цветовые акценты: продольные полки делают более «увесистыми», кутают в акцентные эмоциональные декоры, подают со всей помпой, а отвесные стойки-перемычки утоньшают до предела и прячут в тень. Хотя в целом вертикалей многие производители вообще стараются избегать.

Вселенная трансформеров

В фасадных комбинациях правило линейности работает не менее успешно: ленты накладных панелей тянутся по всей длине, ни с чем не пересекаясь, не отягощённые ни лишними деталями, ни фурнитурой. Отличный пример — комодная фантазия от interlübke. Здесь линии ящиков переходят и на боковые стенки.

Панорамная геометрия — не просто эстетический каприз трендсеттеров. Это рациональный шаг, продиктованный запросами покупателей мебели. «Широкая» композиция делает помещение просторным и даёт возможность расставить по местам завидную библиотеку: дизайнеры настаивают, что книги — не только пища для ума, но и украшение интерьера.

Иногда «беговые дорожки» стеллажей ползут из угла в угол, поворачивают, встречаются с кухонными шкафами — тоже длинными, — снова делают поворот и, в конце концов, замыкают в кольцо весь дом: пространства сходятся, возникает общая панорама — тотальный мебельный пояс!

В подвешенном состоянии

Вселенная трансформеров

Многие мейнстрим-производители продолжают планомерно отказываться от деталей. Наличие у тумбы ножек выглядит теперь таким же художественным приёмом, как когда-то — их отсутствие. Мебель теперь априори навесная, если дизайнеру не захотелось обратного.

Закреплённые на стене, шкафы выглядят легче, делают комнату визуально просторнее — универсальное правило: чем «свободнее» на полу, тем больше кажется помещение. Подсвеченные снизу, навесные мебельные модули будто парят в воздухе, что красиво. И, наконец, под ними банально удобнее пылесосить.

Рифы и сталактиты

Вселенная трансформеров

С многофункциональными модульными конструкциями дело иметь традиционно тяжело: книги, техника, одежда, мелкие аксессуары требуют разного подхода и разной конфигурации шкафов. Отсеки выходят неодинаковыми по высоте и глубине, а значит — не очень хорошо комбинируются. Найти для совершенно разных глухих модулей такой порядок, чтобы конструкция выглядела гармонично, бывает вовсе непросто. Одно из решений — не искать порядка в принципе, пусть каскады шкафов торчат причудливыми сталактитами. На базе в общем-то ординарных и довольно громоздких прямоугольных однотонных модулей производители создают чрезвычайно сильные, энергичные, граничащие с архитектурой объекты. Декоративных возможностей добавляют сочетания финишей на разных «высотах» и световая режиссура: тени, живописно лежащие в нишах, «добивают» даже не самых эмоциональных зрителей.

Страсти по библиотеке

Вселенная трансформеров

Нетрудно понять, в чём притягательность строгих стеллажных систем. Лаконичная форма, деревянные элементы, натянутые лёгкие жгуты, создают неконтролируемый вал аллюзий: вплоть до самого да Винчи. С другой стороны, на чаше весов — ностальгия по временам, когда за «Моби Диком» нужно было бежать в читальный зал, а не к компьютеру или в wi-fi зону.

Доподлинно неизвестно, что именно двигало членами жюри Interior Innovation Awards, когда те присуждали премию фабрике Cassina за переиздание культового стеллажа Veliero («Парусник») Франко Альбини, но наверняка они в детстве тоже любили читать.

Новая естественность

Вселенная трансформеров

Модное сообщество припало к корням! Дошло до того, что Карл Лагерфельд, устроив показ Chanel на скотном дворе, прокладывал себе путь на подиум через снопы сена! Эта метафора отлично отражает всё, что происходит в дизайне на втором десятке нового тысячелетия. Длинноногие модели в сарае выглядят, прямо сказать, не очень естественно, как и сам мэтр среди сухой травы. Но именно такой контраст даёт новые эмоции массовому дизайну. Мода не становится подлинно природной, но примеряет на себя «зелёный» карнавальный костюм. Образы остаются прежними, но делаются ироничнее и «душевнее».

В мебели древесные декоры востребованны потому, что преображают кубики и параллелепипеды городской мебели, придают тепла и жизни даже самой сдержанной композиции. Потребители, с одной стороны, не готовы отказаться от современного «корпуса», с другой, — требуют богатых фактур, натуральности и экодизайна. Им предложили компромиссную «диету»: современная мебель — дружелюбные материалы.

Современная мода наглядно демонстрирует, какую широту характеров может обеспечить даже самая «простецкая» порода дерева. Древесина оказывается носителем практически любого стиля, справляется с любой задачей.

Нейтральные по цвету и рисунку древесные породы универсальны и поразительно комбинаторны: они прекрасно сочетаются с глянцевыми и с матовыми фактурами, с яркими ягодными оттенками и с модной натуральной тёплой гаммой, с перламутровыми припыленными декорами, металлом, камнем и бетоном.

Среди древесных декоров тон сегодня задают дуб, вяз и хвойные породы. Разнообразные эффекты обработки поверхностей предлагают новый взгляд на древесную структуру.

Декор Swiss Elm от Interprint создаёт атмосферу уюта и комфорта. Его композиция подчёркивает натуральность древесины и открывает широкие возможности для эксперимента с цветом. Дизайнеры компании Interprint предлагают сочетать Swiss Elm с однотонками. Все монохромные декоры в коллекции Interprint тщательно отобраны так, чтобы быть идеальными для комбинаций.

Важная тенденция в декорном оформлении мебели — инверсия акцентных и фоновых покрытий. Всё чаще производители предпочитают выбирать на роль акцента не однотонки, а дерево, хотя ещё вчера казалось, что удел древесных декоров — оттенять монохромы.

Бесспорно, трендовое решение в мебельном дизайне — сочетание вертикальных и горизонтальных древесных рисунков на фасадных полотнах.

И наконец, ещё один модный визуальный приём: разные сегменты фасадов дизайнеры одевают сегодня в разные породы дерева, отличающиеся и цветовой насыщенностью, и фактурой.

В коллекции ZOOM 2.0 от компании Egger — сразу несколько новых эффектных репродукций дубов в разных стилях. Спокойный и респектабельный «Дуб Арагон» гармонично сочетается, например, с нейтральным однотонным декором «Серый камень». А рустикальный «Дуб Небраска», в котором собраны все модные темы — и спилы, и трещины, и богатая фактура самой древесины, — задумывался как акцентный декор и будет идеален в сочетании с молочными однотонками.

Наизнанку

Вселенная трансформеров

В дизайне всегда особенно ценился педантичный подход. Но сегодня филигранность, помноженная на внешнюю неброскость и тактичность, особо актуальна. Дизайнеры работают с цветом предельно осторожно, выверяют каждый акцент, каждое сочетание и каждый оттенок.

Сочетаться могут два-три монохромных декора. Часто акцент служит объединяющей темой интерьера, проходя лейтмотивом через всю композицию. Выбранный стиль выдерживается крайне ревностно.

Часто цвет концентрируется, замыкается в рамках повторяющихся элементов. Получаются своего рода цветные «вкладыши» на общем однотонном фоне.

Особый шик — акценты, которые вовсе скрыты от глаз. В одежде такой ход популярен уже давно: ведущие бренды, отшивающие строгие мужские сорочки, отводят душу на изнанке манжет и на подворотничках. Для этих незаметных деталей кутюрье выбирают самые сумасшедшие расцветки.

Тот же тренд спровоцировал переполох и в кондитерских блогах. Креативщики-кулинары предлагают радовать гостей пирогами «с секретом» — из разноцветных коржей, тщательно закомуфлированных под толстым слоем белого крема: разрезаешь такой тайно-радужный сладкий сюрприз, натыкаешься на его цветные внутренности — и сразу приходит праздничное настроение.

Вселенная трансформеров

Раз уж богатый внутренний мир, скрытый под внешней неброскостью, — один из ключевых трендов, было бы странно, если б дизайнеры не приспособили его и к мебели. В первую очередь, конечно, речь о внутреннем устройстве комодов и шкафов. Для отделки в этом случае стоит выбирать максимально яркие, акцентные декоры. Древесина с богатым рисунком, насыщенный жёлтый и лайм, глубокая бирюза, вишнёвый и свёкольный, фантазийные абстрактные рисунки, культовые текстильные орнаменты типа «гусиной лапки» — и вот «подложка» становится центром внимания.

Натуральные цвета

Вселенная трансформеров

Использование однотонных декоров крайне важно для мебели сегодня. Однотонные модули — костяк любой коллекции мебели, они формируют фон композиции, общий план.

Главная тенденция — мягкие контрасты. Цветовая динамика никуда не пропадает, но «острые углы» сглаживаются, миксы становятся всё более гармоничными, сочетаются уже не цвета-антагонисты, а природные, «притушенные», коричневатые оттенки.

Первый среди равных — белый, любимец дизайнеров и архитекторов. Мы уже привыкли к повсеместному доминированию белого и к тому, что всё самое модное и дизайнерское производится в «супервайт».

Но в последние годы белый эволюционирует от холодного, «пластмассового», идеального белого к более натуральному «молоку».

Вселенная трансформеров

Другая важная цветовая группа — тёплые серые — выражает стремление к природным землистым колерам. Серый смешивается с оттенками земли и глины. Серая палитра стала более тёплой, она дрейфует к коричневатой и охристой гамме. Эта тенденция укрепляется с 2008 года и, вероятно, будет крепнуть и далее. Но на втором плане уже возник параллельный тренд: более холодные, стальные оттенки серого. Они всё равно остаются тёплыми. Настолько, насколько может быть тёплой голубовато-серая палитра. Уже в этом году самые передовые дизайнориентированные компании показывали голубовато-серые тёплые цвета на выставке в Бад-Зальцуфлене.

Коричневая гамма эволюционирует — от красного к жёлтому. В моде оттенки между коричневым и мокко, цвета, подражающие тону натуральной кожи.

Микс материалов

Вселенная трансформеров

В домах становится меньше стен, интерьеры раскрываются, комнаты объединяются в единое интерактивное пространство. Та же тенденция — в предметном дизайне: функциональность размывается, гаджеты совмещают в себе десятки разных «умений», даже для банальных бытовых вещей находится новое применение.

В мебельном дизайне этот тренд переставляет местами фактуры, материалы и поверхности. Бетон «переползает» со стен и кухонных столешниц на фасады шкафов в гостиной и даже на абажуры. А древесина, что раньше годилась разве для строительства, под отделку, становится центром комнаты: детали, стилизованные под необработанную доску, прекрасно сочетаются с предельно современным белым глянцем и приковывают внимание.

Имитации материалов и сами необычные материалы стали чрезвычайно часто использоваться дизайнерами. Старые доски, ржавый металл, кожа, текстиль, камень — популярные материалы для отделки фасадов корпусной мебели. Раньше это прощалось «кухонщикам», но в жилых зонах подобный «трэш» казался излишеством. С тех пор, как разделение на зоны ушло в прошлое, можно, пожалуй, всё.

И стал свет

Вселенная трансформеров

LED-технологии вызвали бум на подсветку. Сейчас трудно найти европейского производителя, который бы не уделял внимания встроенным светильникам.

Кроме чисто функциональной, освещение решает декоративные задачи: лучи выхватывают отдельные элементы, скрытые в недрах перфорированных деталей, светодиоды раскрывают всю красоту «кружева». В падающем свете фактуры глубокой хаптики, глянец и бархатистые декоры раскрываются по полной.

 
читайте также 07 апреля 2020 «Коронованные» тренды

«Мебельный бизнес» провёл перекличку актуальных тенденций.


06 августа 2019 Indoor как новый outdoor

Взаимопроникновение интерьера и экстерьера в жилой среде — мегатренд с далеко идущими последствиями.


22 апреля 2019 Мяу, кис ми

Персонификация всё сильнее сказывается на всех сферах мебельного производства. Дизайнеры выделяют всё более экзотические потребительские группы — лишь бы выстрелить покупателю в самое сердце. А что способно растрогать больше, чем проявление заботы о тех, кто нам дорог?


29 марта 2019 God, save the Queen

«Богемская рапсодия» подтвердила многомиллионные кассовые сборы четырьмя «Оскарами».


24 октября 2018 Единство противоположностей

В новых декорах коллекции Kronodesign отражена концепция «Гармония контрастов»


18 октября 2018 Lamarty: корпоративная этника

Известная плитная марка одной из первых на российском рынке ответила на возвращение в дизайн-дискурс африканской темы.

Номер вышел в свет