Здравствуй, школа!

Санитарные службы страны самым решительным образом взялись за школьный быт. Главным санитарным врачом страны Геннадием Онищенко были санкционированы тотальные проверочные рейды по школам всех регионов России.

С 1 сентября вступают в силу новые санитарно-эпидемиологические правила, невыполнение которых может привести к закрытию образовательного учреждения. Директивы касаются не только "этажности" школьных зданий, их сантехнического и противопожарного состояния. Они со всей строгостью диктуют новые стандарты учебной мебели.

Школьные парты, стулья, столы, шкафы, стеллажи подверглись в июле-августе самой придирчивой экспертизе со стороны Госсан-эпиднадзора. В результате выяснилось, что в каждой четвертой российской школе необходимо обновить мебель или полностью, или частично. Критических отчетов "с мест" поступило великое множество. Так, в средних школах Калмыкии, Северной Осетии, Карачаево-Черкессии и на Камчатке требуемым нормам не отвечает более 80% парт: в одних случаях они низкие и неудобные, в других просто разваливаются. В учебных учреждениях Южного Урала мебель зачастую не соответствует росто-возрастным показателям. Например, в большинстве образовательных учреждений Челябинской области ученики занимаются, сидя на неудобных скамейках, за старыми, не соответствующими росту и возрасту партами. В "подвешенном" состоянии накануне учебного года остаются школы Архангельска и Архангельской области. Даже в Санкт-Петербурге положение с учебной мебелью — на грани катастрофы...

Известно, что одним из главных отечественных производителей школьной мебели является "ДОК-17". Предприятие снабжает своей продукцией не только школы Москвы и Московской области, но и Ханты-Мансийска, Сургута, Красноярска, Иркутска и других городов страны.

Поэтому прокомментировать сложившуюся ситуацию — с позиции мебельщика — мы попросили коммерческого директора "ДОКа-17" Андрея Харькова.

Мы считаем, что жесткие нормы, прописанные в Постановлении №44, абсолютно справедливы, и очень хорошо, что эти требования, наконец, законодательно утверждены. Нужно заметить, что в 90 процентах московских школ упомянутые нормативы соблюдаются уже сегодня, а вот в провинции совершенно иная картина: российские школы — в плохом состоянии. Не секрет, что на рынке действует огромное количество как строительных подрядчиков, так и мебельных компаний, мягко скажем, недобросовестных. В отсутствии должного внимания со стороны местных контролирующих органов получение гигиенических сертификатов на свою продукцию давно ни для кого не проблема. Это приводит к тому, что в школах такое количество нарушений всех возможных норм — и по освещенности, и по оборудованию, и по мебели, и по состоянию собственно помещений. Все это отражается на наших детях. Посмотрите, к примеру, статистику о состоянии здоровья призывников, там же 90 процентов подростков имеют хронические заболевания опорно-двигательной системы, искривление позвоночника и прочие недуги, вызванные неправильной осанкой. Ситуацию нужно исправлять.

Документ устанавливает новые, однозначные правила игры, что позволит очистить рынок от нечестных конкурентов, предлагающих дешевую продукцию, которую нельзя использовать в детских учреждениях. Не можете соответствовать нормам — уходите с рынка. А школы должны решать свои финансовые проблемы всеми возможными способами. Если честно, то директора школ как-то у нас не голодают, просто о детях (чужих) им хочется думать в последнюю очередь и на детях можно сэкономить. Конечно, мебель, изготовленная по новым нормам, стоит дороже, чем непонятно какие столы неизвестного производителя. Но мы же перестали покупать еду на "оптовках" и с рук у бабушек, теперь ходим в нормальные магазины и супермаркеты, хотя это и дороже. Так и тут: рано или поздно рынок станет цивилизованным, и все больше школ перейдут на закупку мебели, отвечающей нормам.

Что касается продукции "ДОК-17", то мы внимательнейшим образом изучили все нормативы и пришли к однозначному выводу: наша продукция уже давно всем требованиям соответствует. Более того, наши собственные творческие идеи, которые мы понемногу пытались реализовать в школьной и ученической мебели (например, разнообразить цветовую гамму, вносить элементы дизайна, направленные специально на детей) — они как бы нашли в этом постановлении поддержку и подтверждение. Мы теперь более свободны в выборе цвета: допускается использовать всевозможные оттенки натурального дерева. А мы же и так понимали, что нельзя в 21 веке делать школы безликими и серыми! Эстетическое окружение, эмоциональный фон, игровые элементы, — все это очень важно, особенно для младших школьников. В этом направлении мы работали всегда и продолжим работать теперь.

В "школьный" сезон, который длится с середины мая по сентябрь, производство ученической мебели на "ДОКе-17" занимает до 80 процентов от объема выпускаемой продукции. Остальное — офисная мебель. Мы можем честно заявить, что на рынке можно найти школьную мебель дешевле, а по отдельным позициям — и хорошего качества. Но никто в России не выпускает такой широкий ассортимент, как мы, не держит в прайс-листе 250 наименований ученической мебели. Мы можем комплектовать любое — дошкольное ли, школьное ли учреждение, детский сад или гимназию — целиком. Это означает, что мы производим и такие редкие вещи, как, допустим, сушильные шкафы для детских садиков, вытяжные шкафы для кабинетов химии. Продукция очень сложная технически, трудоемкая, с массой специальных требований — к материалам, к тепло- и водоустойчивости и т. п. А объемы производства, конечно, крошечные: в школе больше двух кабинетов химии обычно не бывает. С таким ассортиментом остальным производителям лень связываться, это экономически не оправданно. Но наше преимущество — в комплексном оснащении, что очень удобно школам. Директору проще закупить все в одном месте, у надежного поставщика. Тем более, если речь идет о "тяжелых" регионах (Чечня или Осетия), где школы нужно укомплектовывать всем буквально с нуля.

Что касается финансовых возможностей школ, то могу заметить, что сейчас солидные поставщики и так предоставляют учреждениям товарные кредиты под гарантии областного правительства. Наполнение бюджета обычно происходит в четвертом квартале, а мебель нужна к первому сентября. Естественно, мы не можем "выкручивать руки" директорам школ и требовать какой-то предоплаты. Нам просто нужно знать, что деньги рано или поздно дойдут, чтобы планировать свое производство. Это обычная схема, Региональные власти предоставляют такие гарантии, и система работает успешно. Однако если бы была принята глобальная федеральная программа по переоборудованию школ, нам было бы легче. Например, в 2001 году была объявлена Президентская программа "Сельская школа" — по компьютеризации российских школ. Статус такой программы обеспечивает ей соответствующие гарантии, надлежащий контроль за выполнением на всех уровнях. Насколько я знаю, программа "Сельская школа" была завершена успешно. Так что если дело не ограничится только Постановлением №44, а будет объявлена и масштабная федеральная программа (а не кампания для СМИ!), мы готовы ее поддержать и всячески в ней участвовать. Мы можем осуществлять доставку мебели, даже забирать и вывозить старую, лишь бы дело действительно до такого серьезного уровня дошло. Ведь постановлений у нас принимается много, а кто и как потом следит за их исполнением — большой вопрос. Так что, если от власти будут исходить инициативы, — мы готовы! Главное, чтобы программа была долгосрочной и расчитанной, как минимум, на год, потому что если заказы направляются, как у нас водится, во второй половине августа, мы физически не можем их выполнить к первому сентября.

 

вернуться к списку новостей

Номер вышел в свет