Производство текстиля в России: утопия или свет в конце тоннеля

Своими мнениями делятся профессионалы.

Александр Саперов,
компания «Аметист»

Налаживание текстильного производства в России — процесс многотрудный и многоступенчатый. Тем, кто на это решится, придётся как минимум столкнуться с проблемой привлечения ресурсов, с разработкой актуальных, по-настоящему востребованных дизайнов и, что немаловажно, со сложившейся системой стереотипов у потребителя: если честно, то кто из нас сегодня может всерьёз и ответственно заявить, что лэйбл «сделано в России» может сразу же вызвать доверие— Даже повсеместная известность того или иного бренда на нашем внутреннем рынке ещё не означает, что речь идёт о полноценном и качественном российском продукте, выполненном на уровне мировых стандартов. Вот, допустим, продукция завода ВАЗ: знают её все, но далеко не каждый жаждет приобрести.

Если даже допустить, что наши резервы позволят нам разработать и внедрить в производство интересные дизайны, то тут всё равно не до революционных прорывов: понадобится минимум лет пять для того для того, чтобы сработало «сарафанное радио» (самый эффективный рекламный носитель!), чтобы стереотип восприятия был преодолён и покупатель с радостной готовностью начал бы покупать ткани российского производства. Конечно же, собственно бизнесовая составляющая во многом зависит от того, для кого именно будет делаться предполагаемая ткань. Если речь пойдёт об эконом-классе, то, естественно, понадобятся необходимые в данном случае большие объёмы, что означает и соответствующие вложения. Ну а если попробовать сразу же что-то сделать в сегменте премиум — тут-то и столкнёмся со всё теми же стереотипами: не привык покупатель к тому, что Россия — производитель по-настоящему дорогого, качественного текстиля. И вряд ли захочет платить по премиум-цене, даже если объективно продукт будет вполне ей соответствовать.

Наталья Макарова,
компания «Лэзертач», эксклюзивный поставщик Microfibres в России

Создание прозводства на территории России в планы компании Microfibres никогда не входило, да и вряд ли в обозримой перспективе об этом может зайти речь. Если исходить из именно нашей специфики, то есть всей совокупности особенностей производства нетканых материалов, то скажу сразу: флок в России не делают. Да и не только в России — во всём мире общее количество фабрик легко можно перечесть по пальцам. Это производство не требует большого числа работников, но те немногие, без которых невозможно обойтись — это специалисты экстра-класса, которые — на вес золота. Обучиться на специалиста по флоку, например, в текстильном институте — невозможно: нужны химики, нужны технологи с большим стажем работы в данной области, они есть только на Западе. То есть первый фактор — человеческий. Второй фактор — маргетинговый: практика показывает, что у нас покупают только мокрую печать. Длинная технологическая цепочка, у неё множество особенностей, так что, если попытаться на минутку представить все сложности с инвестициями, площадями, дорогами и прочим, мы тут же упираемся в третий и, пожалуй, самый важный фактор — временной. Поясню на примере: не так давно в Турции запускали фабрику. В мае был заложен первый камень — в конце августа работали уже на семидесяти двух гектарах, по территории вовсю ездили машины, а в декабре производство уже можно было назвать работающим, ну а спустя год, то есть от момента закладки первого камня, работали все станки и офисы. В соотношении с российскими реалиями это — просто фантастика: у нас бы на одни согласования ушло  года четыре.

Если попробовать хотя бы часть процесса осуществлять на территории России, а прочее привозить, то на это потребуются опять же дополнительные затраты. Получается замкнутый круг: пытаясь оптимизировать процесс и сократить одни затраты, мы тут же получаем другие поводы терять время и деньги. Много времени и большие деньги.

Катерина Урлик,
бутик «Экстерио»

Мебельный текстиль с лэйблом «сделано в России»— проект утопический, хотя время от времени, наверное, многие из нас задаются вопросом, насколько надолго, если не навсегда, продлится эта ситуация.

Сейчас, как и пять, и десять лет назад, для этой отрасли у нас попросту ничего нет. Станков. Сырья. Технологов. Дизайнеров. То есть — абсолютно всё придётся откуда-то ввозить. В идеале — взять где-нибудь полностью готовый завод с персоналом, привезти и запустить (я уж не говорю, какие неожиданности подстерегают этот гипотетический завод!)

Сегодня, в ситуации кризиса, когда всем сократили зарплаты, нельзя не признать, что зарплаты у нас — всё равно значительно выше, чем, допустим, в Индонезии. Так что, если бы даже кто-то из состоятельных западных производителей захотел бы наладить производство тканей в России, он бы столкнулся с необходимостью платить людям значительно больше, чем платят в странах привычно дешёвой рабочей силы — всё та же, допустим, Индонезия. Если же говорить о ныне существующих отечественных ткацких предприятиях, то продукция их, мягко говоря, оставляет желать много большего по качеству и, как правило, не пользуется спросом у мебельщиков. При весьма посредственном качестве у этого текстиля неоправданно высокая цена, так что не совсем понятно, за счёт чего производство существует, кто у них покупает.

Вряд ли что-то поменяется без серьёзной правительственной поддержки и долгосрочных проектов, то есть заложить надо не менее десяти лет, в течение которых придётся работать себе в убыток.

 
читайте также 20 марта 2023 По методу «360 градусов»

Как провести оценку персонала, чтобы вдохновить сотрудников на развитие. Опыт Академии ГК ЦВТ


15 января 2021 Дороже или выгоднее?

«Интердизайн» и ПЭК поделились подробностями внедрения комплексного складского аутсорсинга.


24 мая 2020 Сборка в дополненной реальности

На ивановском предприятии исследуют, как технологии VR/AR можно использовать в процессе сборки готовой мебели, а также в производственных цехах.


04 мая 2020 Digital-маркетинг для офлайна в «Асконе»

Интернет-магазин как ключевой инструмент маркетинга, направленный на повышение общих продаж.


01 декабря 2019 Блог в помощь

Прежде, чем запускать продвижение через блогеров, важно разобраться в тонкостях инфлюенсер-маркетинга.


28 мая 2019 Карбоновый квест

Иваново может стать столицей композитных материалов.

Номер вышел в свет